МЕТОДИКА КЛИНИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ.


Особенности сердечно сосудистой системы ребенка

Сердечная мышца у ребенка имеет свои анатомические особенности в зависимости от возраста. К примеру, при рождении масса сердца составляет всего 0,8 % от общего веса малыша (22 г), у взрослых – 0,4 %. Желудочки (правый и левый) практически одинаковы по массе, толщина стенки всего 5 мм. К году масса сердца увеличивается вдвое, к 3 годам – в три раза, к шести годам – в 11 раз. С возрастом растет нагрузка на левый желудочек, толщина его стенок к 14 годам достигает 10 мм, а правого – всего 6 мм.

По мере взросления происходит также созревание тканей, уплотнение соединительной ткани и разрастание артерий, с помощью которых происходит кровоснабжение. До 12 лет у ребенка аорта уже легочной артерии, потом просветы становятся одинаковыми, а границы сердца у детей формируются до 15 лет. С возрастом также увеличивается объем кровотока.

Различия также есть в анатомическом расположении сердца у детей и взрослых:

  • У малышей сердце расположено выше, по мере взросления оно опускается. В первую очередь это обусловлено строением диафрагмы.
  • При рождении сердце малыша напоминает шарик. На протяжении первых лет жизни оно перемещается внутри клетки и постепенно спускается.
  • Различие есть и в частоте сердцебиения, у малышей пульс более частый по сравнению со взрослыми, поскольку сердечная мышца сокращается быстрее и обмен веществ происходит интенсивно.

Какой размер сердца, клапанов и камер у человека в норме

Изучить строение сердца можно при помощи УЗИ. Его размеры определяются возрастом, телосложением. При пороках развития, кардиомиопатии, гипертонии, встречаются нарушения – отклонение в большую или меньшую сторону. Данные, полученные при инструментальном исследовании, нужны для постановки диагноза и выбора тактики лечения пациента.

У плода

Услышать работу сердца можно на 8 неделе, но обнаружить в нем предсердия и желудочки возможно только ближе к двадцатой. Обычно рекомендуется пройти УЗИ для измерения сердца плода к 24 неделе беременности. Сам орган легко обнаруживается в грудной полости, но изучение его структуры и объема может быть затруднено, особенно при большой подвижности плода или снижении количества околоплодных вод.

При нормальном развитии сердца его характеристиками являются:

  • расположение в левой половине грудной клетки;
  • форма полого шара;
  • обнаружение четырех камер, клапанов между ними, перегородки, дуги аорты.


УЗИ сердца плода (цветной допплер)
Так как у плода сердце напоминает шар, то основные измерения проводятся в любом из направлений. Диаметр на 24 неделе составляет 2,5 см, а к рождению он увеличивается до 4,5. Все эти показатели являются средними, они зависят от веса ребенка. Клапаны визуализируются, можно оценить их амплитуду движений.

Также важным параметром считается толщина сердечной мышцы – при сокращении она составляет 4 мм, а в фазе расслабления – 2,9 мм. Существенной особенностью сердца плода являются равные размеры желудочков.

Рекомендуем прочитать статью о строении сердца человека. Из нее вы узнаете о внутренней анатомии сердца и особенностях строения клапанов, предсердий, желудочков, а также о схеме кругов кровообращения. А здесь подробнее о сердце спортсмена.

У детей и подростков

По мере роста ребенка сердце постепенно приобретает черты взрослого. Окончательно этот процесс завершается только к 11 — 14 годам. У годовалых детей вес органа увеличивается в 2 раза по сравнению с параметрами после родов, а к трем годам он выше в 3 раза. К 5 — 6 годам рост немного замедляется, а у подростков вновь ускоряется. У 17-летнего молодого человека или девушки размеры миокарда в 10 раз больше, чем у новорожденных.

Вначале увеличивается левый желудочек, так как на него ложится основная нагрузка по перекачиванию крови. Его размеры у четырехмесячного младенца в 2 раза больше, чем у правого. Толщина миокарда с 5 мм достигает 12 (левого) и 6 мм (правого). Относительный объем сердца (по сравнению с грудной клеткой) у детей больше, чем у взрослых.

Сердце мальчиков до 10 лет крупнее, чем у девочек, затем усиленное развитие к 16 годам позволяет девушкам опередить юношей, потом вновь отмечается замедление роста.

В один год сердце имеет такие средние параметры (диаметр в см):

  • диаметр желудочка – левого 3,2 и правого 1,4 (при максимальном наполнении);
  • предсердие – левое 2,4 и правое 1,1;
  • перегородка – 0,5.

Для подростков 15 лет левая половина сердца имеет в норме следующие размеры:

  • конечный диастолический диаметр желудочка 4,3 см, систолический – 3,5 см;
  • левое предсердие – 3 см;
  • аортальный диаметр – от 2 до 3 см.

Правый желудочек при этом достигает всего 1,8 см.

У взрослого

Длина сердца варьирует от 9 до 16 см. Чаще всего она близка к 12,5 см. Основание сердца имеет ширину около 10,5 см, а размер от передней до задней стенки 6 — 7,5. Параметры камер сердца (см):

  • диаметры – левого желудочка около 4,6, правого 1,95, левого предсердия 2,9 — 3,1, правого 1,9 — 2,5;
  • окружности клапанов – аорта 0,8 — 0,85 и легочная артерия 0,57 — 0,98, а предсердно- желудочковые в среднем составляют около 1 см;
  • толщина стенки желудочков – правого до 0,5, а левого до 1,5.

Мнение эксперта

Алена Арико

Эксперт в области кардиологии

При этом у хорошо тренированных спортсменов может сердце быть больше нормы, а у низкорослых худощавых женщин его размеры ниже. Если при этом нет нарушений функции, то такими отклонениями можно пренебречь. Только на основании измерений при эхокардиографии или рентгенографии диагноз не ставится. Учитывается клиническая симптоматика, данные лабораторного исследования, ЭКГ.

Как проводится исследование работы сердце у детей

Перед тем как определить границы сердца у детей, необходимо исследовать главный орган на работоспособность. Первый показатель – это частота пульса. Он должен быть симметричен на обеих руках. К характеристикам пульса также относятся такие свойства, как ритмичность, напряжение, наполнение, величина и форма.

При этом учитывается, что показатели сердцебиения могут быть индивидуальными. В зависимости от возраста есть определенные нормы, отклонения от которых может состоять в пределах 20 %. Если пульс более частый – налицо тахикардия, замедленный ритм сердца говорит о брадикардии. Частота пульса подсчитывается за минуту в перерывах между физическими нагрузками. Ритмичность – это когда его измеряют через определенные промежутки времени.

Отклонения от нормальных показаний могут быть вызваны различными заболеваниями, даже не связанными с органами сердечно-сосудистой системы. Но это повод обратиться к врачу. Определить работу сердца можно с помощью кардиограммы разовой или с измерением показателей на протяжении суток, чтобы заметить, как и когда меняется состояние сердечной мышцы.

Особенности расположения сердца у детей по возрасту

Существуют показатели работы сердечной мышцы, которые определяют нормальное развитие ребенка. В первую очередь это относится к размерам и расположению сердца, что обусловлено анатомическим строением как детей, так и взрослых.

Определение границ сердца у детей позволяет оценить функциональность органа, а также выявить возможные патологии в его развитии. Различают границы относительной и абсолютной тупости сердца по возрасту:

  • до двух лет орган расположен в 2 см от левой сосковой линии, вверху на уровне второго ребра;
  • к семи годам – в 1 см от левой сосковой линии, а вверху в районе 2-го межреберья;
  • к 12 годам — на уровне левой сосковой линии и третьего ребра.

Границы абсолютной тупости главного органа вне зависимости от возраста выглядят так: правая сторона располагается на уровне левой стернальной линии, вверху до двух лет на уровне 3-го ребра, до семи лет – 3-го межреберья, к 12- годам – на уровне 4-го ребра.

Полученные знания о месте расположения сердца в зависимости от возраста позволяют выслушать орган стетоскопом и оценить работу его компонентов. Этот физический метод диагностики называется аускуляцией сердца и проводится в 5 разных точках:

  1. Митральный клапан прослушивается в области верхушечного толчка.
  2. Клапан аорты – во 2-м межреберном промежутке с правой стороны.
  3. Клапан легочной артерии — во 2-м межреберном промежутке с левой стороны,
  4. Трехстворчатый клапан – в основании мечевидного отростка грудины.
  5. Клапан аорты – в точке Боткина-Эрба (4 межреберный промежуток слева от грудины).

При оценке аускуляции можно оценить работу сердца по следующим показателям:

  • громкость, ясность и чистота тонов;
  • ритмичность;
  • соотношение тонов;
  • наличие или отсутствие шумов.

У здоровых детей слышны громкие, ясные и ритмичные тоны, шумы отсутствуют. Если присутствует шум, это говорит о патологии, которую исследуют на локализацию, интенсивность и продолжительность.

Границы абсолютной тупости сердца у здоровых детей.

ВозрастПравая границаВерхняя границаЛевая граница
ОриентирЛевый край грудиныРебро или межреберьеЛевая среднеключичная линия
До 2 летНа уровне левого края грудины2 межреберьеНа 1 см кнаружи
2-6 лет3 реброНа линии
7-12 лет3 межреберьеНа 1 см кнутри
Старше 12 лет4 реброНа 1,5-2 см внуть от линии

Данные перкуссии относительной сердечной тупости можно использовать для количественного измерения поперечника сердца у детей. Поперечник измеряют по сумме двух слагаемых. Первым слагаемым
является расстояние от середины грудины до правой границы сердца – у детей 1,5 лет чаще всего по третьему межреберью, у детей старше этого возраста по четвертому межреберью.
Второе слагаемое –
расстояние от середины грудины до самой отстоящей точки левой границы сердца – у маленьких детей – по четвертому межреберью, после 1,5 лет – по пятому межреберью. Границы сердца смещаются при изменении положения ребенка. Поэтому перкуссия должна осуществляться в положении лежа. Повторно для контроля за изменениями размеров сердца, когда состояние ребенка позволяет, можно перкутировать в положении стоя или сидя. Границы сердца у здоровых детей с возрастом изменяются в соответствии с изменениями положения сердца в грудной клетке, размеров сердца, грудной клетки и граничащих с сердцем органов.

Аускультация. Выслушивание сердца проводят у максимально спокойного ребенка в различных положениях: лежа на спине, лежа на левом боку, стоя. Аускультацию желательно проводить на высоте вдоха при задержке дыхания и при полном выдохе. Сердце у детей старше 9 лет выслушивают также после небольшой физической нагрузки. Порядок выслушивания сердца у детей может быть таким же, как и у взрослых, однако необходимо после основных точек аускультации обязательно прослушать и всю область сердца. При выслушивании целесообразно сосредоточивать внимание только на особенностях тонов в данной точке, а потом уже на характеристике шумов.

Выслушивание проводят специальными педиатрическими гибкими стетоскопами с небольшим диаметром раструба – не более 20 мм. При сравнительно небольшой толщине костного и мягкотканного изолирующего слоя, поглощающего звуки сердца у детей, до стетоскопа и, соответственно, уха врача, доходит гораздо более яркая звуковая картина деятельности сердца, чем это имеет место при выслушивании взрослых. В силу этого аускультация у детей представляется более простой. По тем же причинам у детей часто выслушивается III тон, акцентуация и расщепление II тона на легочной артерии и более богатая гамма
«функциональных»
или
«акцидентальных»,
шумов сердца. Кроме того, особенностью является лабильность звуковой картины сердечной деятельности вследствие большей чувствительности сердца к изменениям газообмена, сосудистого тонуса, электролитного баланса и т.д. У детей изменения тонов сердца и появление или исчезновение шумов чаще всего отражают изменение сократительных свойств сердечной мышцы или тонуса хордальных мышц, возникающих при других заболеваниях дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, мочевыводящей системы и др.

Аускультация сердца у детей раннего возраста проводится только в горизонтальном положении, у детей после 1,5-2 лет – в вертикальном и горизонтальном положениях, при наличии аускультативных изменений у детей школьного возраста – дополнительно на левом боку, на высоте вдоха, на высоте выдоха, после умеренной физической нагрузки.

Точки аускультации: 5 стандартных точек, вся область сердца, левая подмышечная, межлопаточная и подлопаточная области.

1 точка аускультации – область верхушечного толчка – место выслушивания митрального клапана.

2 точка аускультации – у мечевидного отростка или несколько правее – место выслушивания трехстворчатого клапана.

3 точка аускультации – 2-е межреберье справа у грудины – место выслушивания клапанов аорты.

4 точка аускультации – 2-е межреберье слева у грудины – место выслушивания клапанов легочной артерии.

5 дополнительная точка аускультации (Боткина-Эрба) – по 3-4 межреберью (в зависимости от возраста) у левого края грудины – место дополнительного выслушивания клапанов аорты и место наиболее частого выслушивания функциональных шумов.

Компоненты образования первого тона:

1)мышечный – сокращение желудочков;
2)клапанный – закрытие митрального и трехстворчатого клапанов;
3)сосудистый – колебание стенок аорты и легочной артерии.

Компоненты образования второго тона:

1)клапанный – закрытие полулунных клапанов аорты и легочной атрерии;

При аускультации сердца оцениваются следующие особенности сердечных тонов:

1)соотношение громкости I и II тонов на верхушке
(1 точка аускультации);
2)соотношение громкости I и II тонов основании сердца
(2 и 3 точки аускультации);
3)соотношение громкости II тона на аорте и на легочной артерии (2 и 3 точки аускультации).

У детей разного возрастатоны сердца имеют своиособенности.

У детей первого года жизни тоны сердца ослаблены в связи с недостаточной структурной дифференциацией миокарда.

На верхушке в первые 2-3 дня жизни II тон громче I. Затем они выравниваются по звучности (громкости) и со 2-3 месяца на верхушке громче I тон.

1.На основании сердца на первом месяце жизни (период новорожденности) громче II тон. Затем громкость I и II тонов выравнивается и с 1 – 1½ лет снова преобладает громкость II тона.
2.Второй тон на основании с 2-3 до 11-12 лет громче на легочной артерии. Нередко он расщеплен. К 12 годам громкость II тона на аорте и легочной артерии выравнивается. После 12 лет II тон громче на аорте.

Для того, чтобы определить какой тон I, а какой II необходимо соотнести тоны сердца с верхушечным толчком или пульсацией сосудов. Совпадает с пульсом и верхушечным толчком I тон.

III тон определяется над областью верхушки сердца и в зоне абсолютной тупости после глубокого вдоха и после небольшой физической нагрузки, но может быть слышен и в положении ребенка лежа.

Этот тон обычно короткий, глуховатый по тембру и мягкий. Мелодическая картина сердечных тонов в периоде новорожденности и в первые 2 мес жизни может быть близкой к
эмбриокардии.
При
эмбриокардии
выслушивают ритм, напоминающий удары метронома, т.е. равенство громкости тонов (I и II) наряду с равенством интервалов между I–II и II–I тонами. Эмбриокардия у недоношенного и новорожденного ребенка отражает недостаточную структурную дифференцировку миокарда, но в другие возрастные периоды всегда выявляет патологическое состояние. Эмбриокардия затрудняет дифференцировку I и II тонов сердца. Их идентификация в таких случаях должна проводиться по связи тонов с верхушечным толчком или пульсовым толчком на сонной артерии.

Другие изменения мелодии тонов у детей связаны уже с возникновением трехчленных ритмов при появлении тонов открытия митрального клапана, перикард – тона или ритма галопа (пресистолического или протодиастолического). Наибольшее диагностическое значение имеет ослабление I тона на верхушке сердца или его избирательное усиление.

Первое встречается при ослаблении сердечной мышцы и митральной недостаточности, второе – при митральном стенозе.
Значительное усиление III тона
часто свидетельствует о снижении сократительной способности левого желудочка. В этих случаях выравнивание громкости I и III тонов создаст своеобразный тип мелодии сердца, называемый систолическим галопом. Предсердный, или диастолический, галоп, обусловленный патологическим усилением IV предсердного тона сердца, у детей встречается крайне редко.

Шумы сердца у детей,

как и тоны, выслушиваются более звучно и отчетливо. Шумы различают по интенсивности (громкости).

Кроме того, весьма существенны различия по тембру, продолжительности, точке или зоне максимальной слышимости, связи с систолой или диастолой, области преимущественного проведения. На основе комплекса этих характеристик и других данных непосредственного и инструментального исследования делают заключение о механизмах возникновения шума, его органической или функциональной природе. Можно выделить две принципиально различные категории шумов сердца. Первая

из них включает в себя шумы «
органические» – с достаточно определенной и постоянной связью звукового феномена с анатомическим субстратом в виде изменений стенок, отверстий или клапанов сердца. К ним можно отнести шумы при приобретенных и врожденных пороках сердца, при воспалении эндокарда и звуковые феномены типа щелчков, экстратонов и шумов пролабирования клапанных створок.
Наряду с шумами, возникающими при поражении клапанов и створок (вальвулиты, врожденные пороки), у детей с высокой частотой и закономерностью (до 100%) выслушиваются различные шумы, которые относят к «неорганическим», или «атипическим», или «функциональным» в силу отсутствия простой анатомической причины их возникновения (вторая группа).

Аускультативная характеристика функциональных шумов очень разнообразна, однако большинству из них свойственны малая интенсивность, систолический характер и его изменения при перемене положения ребенка, физической нагрузке, а иногда и просто лабильность во времени – исчезновение или усиление при выслушивании через короткие промежутки времени. По характеристикам этой большой группы шумов и трактовки их, в свою очередь, можно разделить на 3 подгруппы:

1. К шумам, наиболее распространенным и, безусловно, «функциональным» или, по терминологии зарубежных коллег, «невинным», относят три типа шумов сердца:

а) венозное «жужжание», или «журчание»,

звучит как продолжительный, несколько дующий шум на основании сердца, нередко сразу под ключицами. Очень не постоянен по тембру и длительности. Меняется в связи с положением головы, с фазами дыхания. При положении лежа полностью исчезает. Шум связан с движением крови в магистральных венах, подходящих к сердцу. Неопытный врач может принять шум за симптом открытого артериального протока;

б) шум транспульмонального ускорения кровотока

возникает в области клапана легочной артерии как мягкий систолический шум изгнания или шлюза во второе межреберье слева от грудины. Шум усиливается при любых ситуациях, приводящих к ускорению кровотока, – тахикардия после физической нагрузки, при лихорадочном состоянии, анемии, нарушении ритма сердца;

в) шум вибрации сердца:

короткий низкотембровый систолический шум – «гудение» вдоль левого края грудины или непосредственно у верхушки сердца. Шум непостоянен и меняется в тембре и продолжительности в зависимости от положения тела.

2. Шумы, обусловленные изменениями мышечного тонуса.

При снижении тонуса папиллярных мышц или всего миокарда могут возникать шумы. Они обычно появляются вследствие неполного смыкания створок клапанов и регургитации крови. Как правило, это наблюдается в области левого предсердно-желудочкового отверстия. Шум выслушивается над верхушкой сердца и в третьем–четвергом межреберье, около левого края грудины. Причинами снижения тонуса сердечной или папиллярных мышц являются острые и хронические дистрофические изменения миокарда, нередко при нарушениях обмена сердечной мышцы. Другой группой причин изменений тонуса мышц являются нейровегетативные дисфункции. Нарушения вегетативной нервной системы приводят к возникновению шумов сердца вследствие изменения мышечного тонуса, особенно папиллярных мышц. Вместе с тем в их возникновении имеет значение изменение сосудистого тонуса. Кроме того, при вегетативных нарушениях может наблюдаться повышение тонуса папиллярных мышц, что обусловливает их укорочение, в результате чего создаются условия для неполного смыкания створок клапанов –
«гипертонические функциональные шумы»
по А.Л. Мясникову. Часто такие состояния возникают у подростков, у которых наряду с вегетативной дисфункцией повышена активность щитовидной железы.

3. Шумы формирования сердца.

Эти шумы возникают вследствие того, что различные отделы сердца растут неравномерно, что обусловливает относительные несоответствия размеров камер и отверстий сердца и сосудов. Это является причиной возникновения турбулентности тока крови и возникновения шума. Кроме того, имеется неравномерность роста отдельных створок клапанов и хорд, что приводит не только к временной несостоятельности запирающей функции клапанов, но и к изменению резонансных их свойств (вибрации).

4. Шумы «малых» аномалий сердца и сосудов можно относить к «пограничным» шумам, примыкающим к органическим.

Под «малыми» аномалиями понимают такие нарушения развития сердца, которые не могут трактоваться в качестве пороков сердца, так как не сопровождаются изменениями системной гемодинамики, размеров сердца, его сократительной способности. Чаще всего это дополнительные хорды, аномальное расположение хорд, нарушение архитектоники трабекулярной поверхности миокарда или своеобразие расположения хорд, строение папиллярных мышц, создающих турбулентность крови, вследствие чего и возникают шумы.

Отношение к атипическим, или функциональным шумам, должно быть внимательным, так как в эту группу входят и шумы, связанные с заболеваниями сердечной мышцы и возможными аномалиями сердца, которые впоследствии могут привести к нарушениям гемодинамики. Во многих случаях бывает необходимо проведение первичного кардиологического обследования ребенка, с включением в это обследование эхокардиографии, электро– и фонокардиографии.

Условно дети с атипическими шумами могут быть разделены на три категории:

1) дети здоровые с безусловно функциональным шумом;

2) дети с шумами мышечного происхождения, требующие немедленного или планового углубленного исследования;

3) дети с шумами, требующие динамического наблюдения.

Шумы при приобретенных и врожденных пороках сердца.При митральной недостаточности

у детей систолический шум выслушивается с наибольшей громкостью на верхушке сердца сразу после ослабленного I тона. Он может выслушиваться на протяжении всей систолы. По тембру он чаще всего дующий, проводится в левую аксиллярную область. Кроме того, его удается иногда выслушать на спине, под углом левой лопатки.

При стенозе левого атриовентрикулярного отверстия

выслушивается усиленный (хлопающий) I тон на верхушке и различной громкости диастолический или пресистолический неровный рокочущий шум. Этот шум лучше выслушивается в положении ребенка на левом боку.

Недостаточность аортального клапана

сопровождается появлением протодиастолического шума с максимумом в V точке. Этот шум является тихим и нежным. По тембру этот шум льющийся. Его можно очень приближенно представить себе, если в полной тишине сделать короткий выдох через рот.
Стеноз устья аорты
сопровождается появлением грубого систолического шума, хорошо выслушиваемого над всей областью сердца и в области яремной ямки, а также на спине.

При недостаточности трехстворчатого клапана

шум выслушивается в области нижней трети грудины. Он может проводиться вправо и кверху. Этот систолический шум чаще бывает громким и протяжным, но при малой степени регургитации крови или выраженной декомпенсации кровообращения он слабый и малоиррадиирующий.

Стеноз правого предсердно-желудочкового отверстия

сопровождается хлопающим I тоном над нижней третью грудины и негрубым коротким пресистолическим шумом, который лучше выслушивается в положении ребенка лежа на правом боку и усиливается при вдохе.

Шумы, связанные с изменениями поверхности клапанов сердца при их воспалительном отеке или эрозировании (шумы вальвулита), выслушиваются в зонах проекции пораженных клапанов и по своим аускультативным характеристикам отличаются малой громкостью и непостоянством.

При митральном и аортальном вальвулите – шумы дующий и льющейся воды. Их тембр аналогичен тембру шума при недостаточности этих клапанов. В большинстве случаев шумы при вальвулите в последующем трансформируются в более громкие и постоянные шумы соответствующих пороков сердца, но можно наблюдать и их исчезновение, когда происходит выздоровление без формирования порока сердца.

Шумы и тоны при перикардите

выслушиваются в обе фазы (систолы и диастолы). Их лучше удается выслушать у грудины. Обычно они скребущего характера, но иногда бывают нежными и непостоянными.

Очень своеобразным является звуковой феномен пролабирования митрального клапана.

Это либо единичный
«щелчок»,
определяемый после I тона на верхушке сердца, либо целая серия щелчков, создающая картину потрескивания или барабанной дроби. Наряду со щелчками на верхушке выслушивается поздний систолический шум либо дующего, либо жестковато-музыкального характера. В положении стоя шум усиливается. После физической нагрузки щелчок может сливаться с I тоном.

Шумы при врожденных пороках сердца гораздо более вариабельны по характеру и интенсивности. Для всех пороков, характеризующихся сбросом крови (дефекты перегородок, открытый артериальный проток), характерны систолические шумы различной громкости, локализующиеся в области участка сброса (ОАП) или распространяющиеся по области сердца (ДМЖП). Пороки, определяющие наличие «шлюза», т.е. препятствия току крови в крупных сосудах, также дают систолические шумы, но меньшей интенсивности. Дилатация камер сердца может вызывать относительную недостаточность клапанов, и реже – относительный стеноз отверстий сердца. Тогда возникают шумы, имитирующие поражение клапанов.

Аускультация сосудов. Осуществляют в точках видимой пульсации или пальпации артериального пульса. Аорта

может выслушиваться с помощью стетоскопа, прикладываемого к яремной ямке или же справа от рукоятки грудины. Систолический шум над аортой может быть слышен при ее расширении в случаях коарктации или аневризмы.
Сонную артерию
выслушивают у внутреннего края грудиноключичнососцевидной мышцы или на уровне верхнего края щитовидного хряща гортани,
подключичную –
под ключицей в дельтовидногрудном треугольнике (ямка Моренгейма);
бедренную –
под пупартовой связкой в положении больного лежа на спине с бедром, повернутым кнаружи. Тоны над сосудами возникают в случае резкого падения их тонуса или при увеличении пульсового давления, что наблюдается при недостаточности аортальных клапанов. Шумы в артериях начинают определяться при их сужении или расширении, а также при резком увеличении скорости кровотока.
При недостаточности клапанов аорты
тоны и шумы могут становиться двойными. Двойной шум Траубе и двойной шум Дюрозье хорошо выслушиваются над бедренной артерией
Артериальное давление измеряется при помощи стандартной манжеты шириной 13 см или специальных манжет для детей разного возраста. Если АД измеряется стандартной манжетой у детей с окружностью плеча от 15 до 26 см, необходимо проводить коррекцию полученных данных: к систолическому АД прибавляется определенная цифра, от диастолического – вычитается.
У детей на первом году жизни

систолическое АД можно рассчитать по формуле
76+2n, где n – количество месяцев. Диастолическое давление составляет от ½ до 2/3 от систолического.
Для мальчиков старше 1 года

средние показатели АД можно расчитать по формуле:

·систолическое 90 + 2 n;
·диастолическое 60 + n, где n – количество лет

Для определения верхнего пограничного АД прибавляем 15, для определения нижнего пограничного АД – вычтитаем 15.

В 5 лет средние показатели АД составляют 100/65 мм. рт. ст., в 10 лет – 110/70 мм. рт. ст., в 15 лет – 120/75 мм. рт. ст.

У девочек от полученных величин систолического давления нужно вычесть 5.

Во всех возрастных периодах сумма частоты пульса и величины систолического АД равна около 200.

В норме АД на правой руке выше, чем на левой на 5-10 мм. рт. ст. На ногах АД выше, чем на руках на 10-20 мм. рт. ст.

Способы определения границ сердца у детей

Методом перкуссии можно определить размер, положение и конфигурацию сердца как у детей, так и у взрослых. Ее можно проводить в вертикальном и горизонтальном положении. Различают также непосредственную перкуссию, определяющую размеры и конфигурацию органа у малышей и опосредованную – применяется у подростков.

Перкуссия границ сердца у детей, основные правила:

  1. Абсолютные границы сердца определяют тишайшей перкуссией, относительные — тихой.
  2. Проводят метод исследования вдоль межреберий, двигаясь от легких к сердцу (легочный звук более ясный, потом идет тупой), при этом палец двигается параллельно границе сердца, которая определяется заранее.
  3. Абсолютную границу определяют по внутреннему краю пальца, относительную – по внешнему.
  4. В орто-сагитальной плоскости перкусия определяет левую границу относительной сердечной тупости.
  5. Процедуру проводят в определенной последовательности.

Определение границ сердца у детей методом перкуссии проводят по следующей последовательности:

  • определяется высота стояния диафрагмы;
  • правую границу определяют на одно ребро выше (4-е межреберье), далее – левую границу;
  • верхушечный толчок находят пальпаторно и по этому межреберью (по 4 или 5) определяют левую границу органа.

Границы сердца и сосудистого пучка – перкуссия сердца – БГМУ

(46 2,22 из 5) Загрузка…

Перкуссия – основной клинический метод определения границ сердца и сосудистого пучка, их размеров и положения. При перкуссии над областью сердца возникает тупой звук, так как сердце – мышечный орган.

Но сердце с двух сторон окружено легкими и частично прикрыто ими, поэтому при перкуссии над этой частью возникает притупленный звук, то есть относительная тупость сердца, определение которой соответствует истинным размерам сердца.

Перкуссия – основной клинический метод определения границ сердца и сосудистого пучка, их размеров и положения. При перкуссии над областью сердца возникает тупой звук, так как сердце – мышечный орган.

Но сердце с двух сторон окружено легкими и частично прикрыто ими, поэтому при перкуссии над этой частью возникает притупленный звук, то есть относительная тупость сердца, определение которой соответствует истинным размерам сердца.

Тупость, которая определяется при перкуссии над участком передней поверхности сердца, не прикрытого легкими, называется абсолютной тупостью сердца и образована правым желудочком.

Порядок проведения перкуссии сердца

Сначала определяют границы относительной тупости сердца, конфигурации сердца и измеряют его поперечный размер, затем – границы абсолютной тупости сердца, сосудистого пучка и его размеры.

Общие правила перкуссии сердца

(1) положение больного – сидя или стоя, у тяжелых больных – лежа; (2) применяется посредственная пальце-пальцевая перкуссия; (3) сила перкуторного удара при перкуссии границ относительной тупости – тихая, абсолютной тупости – тишайшая; (4) перкутируют от ясного легочного звука до притупленного при определении границ относительной тупости, и от ясного легочного звука до тупого при определении границ абсолютной тупости; (5) при получении изменения перкуторного звука границу отмечают по наружному (обращенному к легким) краю пальца-плессиметра;

(6) палец-плессиметр устанавливается параллельно искомым границам.

Определение границ относительной тупости сердца

Выделяют правую, верхнюю и левую границы сердца.

При определении относительной тупости сердца сначала определяют правую границу, предварительно определив нижнюю границу правого легкого по срединно-ключичной линии.

Затем поднимаются на одно межреберье выше (IV) и перкутируют от средне-ключичной линии по направлению к сердцу до перехода ясного легочного звука в притупленный, при этом палец-плессиметр располагается вертикально.

В норме правая граница находится по правому краю грудины или на 1 см кнаружи от него в 4-м межреберье.

Левая граница относительной тупости сердца определяется в том межреберье, где предварительно пальпируется верхушечный толчок. При этом палец-плессиметр располагают вертикально кнаружи от верхушечного толчка и перемещают кнутри.

Если верхушечный толчок не пальпируется, перкуссию проводят в 5-м межреберье от передней подмышечной линии вправо.

В норме граница относительной тупости сердца располагается в 5-м межреберье на 1-1,5 см кнутри от срединно-ключичной линии.

При определении верхней границы относительной тупости сердца перкуссия проводится слева от ключицы вниз между стернальной и парастернальной линиями, палец-плессиметр располагается параллельно искомой границе. В норме верхняя граница располагается на III ребре.

Определив границы относительной тупости сердца, измеряют его поперечный размер. Для этого линейкой измеряют расстояние от крайних точек относительной тупости сердца до передней срединной линии.

В норме расстояние от правой границы относительной тупости (4-е межреберье) до передней срединной линии равно 3-4 см, от левой (5-е межреберье) – 8-9 см, сумма этих величин составляет поперечный размер сердца (11-13 см).

границы сердцаотносительная тупостьабсолютная тупость
правая4 межреберье по правому краю грудины4 межреберье по левому краю грудины
верхняя3 ребро слева4 ребро слева
левая5 межреберье на 1-1,5 см кнутри от среднеключичной линии5 межреберье на 1-1,5 см кнутри от границы относительной тупости или совпадает с ней

Определение границ абсолютной тупости сердца

Правую границу абсолютной тупости определяют, установив палец-плессиметр вертикально в IV межреберье кнаружи от границы относительной тупости и передвигая его влево до появления тупого звука (используют тишайшую перкуссию). В норме она расположена по левому краю грудины.Левая граница абсолютной тупости определяется по V межреберью.

Палец-плессиметр устанавливают несколько кнаружи от левой границы относительной тупости, перемещают его кнутри до появления тупого звука. В норме левая граница абсолютной тупости расположена на 1-1,5 см кнутри от границы относительной тупости или совпадает с ней.

Для определения верхней границы абсолютной тупости палец-плессиметр располагают кнаружи от верхней границы относительной тупости, передвигая его вниз между стернальной и парастернальной линиями. В норме она располагается на 4-м ребре.Увеличение абсолютной тупости сердца у здоровых людей наблюдается при высоком стоянии диафрагмы.

В момент глубокого выдоха, при наклонах верхней части туловища вперед происходит смещение кнаружи передних краев легких, что увеличивает площадь абсолютной тупости сердца. Такие изменения, как пневмосклероз, обтурационный ателектаз, спаечный процесс приводят к увеличеню абсолютной тупости сердца за счет смещения ее границ в сторону поражения.

При наличии в плевральной полости жидкости или газа границы абсолютной тупости сердца смещаются в сторону, противоположную поражению. Увеличение границ абсолютной тупости сердца также может быть обусловлено за счет гипертрофии и дилатации правого желудочка.

Уменьшение абсолютной тупости сердца в физиологических условиях выявляется при глубоком вдохе. К экстракардиальным причинам можно отнести эмфизему легких, приступ бронхиальной астмы, низкое стояние диафрагмы (спланхноптоз).

Определение границ сосудистого пучка

Сосудистый пучок образуют справа верхняя полая вена и дуга аорты, слева – легочная артерия.Границы сосудистого пучка определяются во 2-м межреберье тихой перкуссией.

Палец-плессиметр ставят во второе межреберье справа по срединно-ключичной линии параллельно ожидаемой тупости, тихо перкутируя, постепенно передвигают его к грудине до появления притупленного звука. Границу отмечают по стороне пальца, обращенной к ясному звуку.

Таким же образом производят перкуссию слева. В норме размер поперечника сосудистого пучка равен 6 см.

Расширение тупости сосудистого пучка может наблюдаться при опухолях средостения, увеличении вилочковой железы. Увеличение тупости во II межреберье вправо имеет место при расширении аорты, влево – при расширении легочной артерии.

Источник: https://bgmy.ru/4795-granicy-serdca-i-sosudistogo-puchka-perkussiya-serdca.html

Относительные и абсолютные границы сердца у ребенка

Рассматривая размер, конфигурацию и расположение сердца, стоит отметить, что его границы зависят от возраста. К примеру, границы сердца у ребенка 5 лет выглядят следующим образом: верхняя граница на уровне 2-го межреберья, правая – на расстоянии 1 см от правой грудинной линии, а левая – на 1 см от левой грудинной линии.

До двух лет орган у малыша находится в 2 см от грудинных линий, потом происходит его перемещение и увеличение в размерах. Также меняется и его конфигурация — из круглого шарика оно превращается в полость опуклой формы, похожую на сердце.

Причины смещения границ

Возможно смещение границ сердца у детей, которое не зависит от естественных процессов, то есть возраста, а связано с патологией. Здесь специалисты определяют не только угол смещения, но и его направление.

О чем говорит характер смещения границ сердца?

  • Смещение в правую сторону говорит о кардиальных или экстракардиальных причинах – может свидетельствовать о гипертрофии правых отделов сердца (дефекте межпредсердной перегородки). Также может быть следствием пневмоторакса, хронической пневмонии, бронхиальной астмы или коклюша.
  • Смещение влево – говорит о гипертрофии левого желудочка, недостаточностью митрального клапана или об увеличении правой стороны сердца также может быть следствием сепсиса, инфекционных заболеваний и правостороннего экссудативного плеврита.
  • Смещение вверх – может быть причиной гипертрофии или дилятации обоих желудочков (стеноз и недостаточность митрального клапана), кардит, кардиомиопатия, фиброэластоз.
  • Смещение во все стороны возникает при экссудативном плеврите, гипертиреозе и гипотиреозе.

Уточнить диагноз, полагаясь на знания о границах сердца у детей по возрасту, можно с помощью выслушивания работы органа. При этом стоит помнить, что при метеоризме, асците, опухолях наблюдается увеличение размеров абсолютной тупости, при эмфиземе легких, пневмотораксе, энтероптозе – уменьшение.

Причины отклонений

Норма границ сердца у взрослых и детей дает понятие о том, где должны находиться сердечные границы. Если же границы сердца расположены не там, где им положено, можно предположить гипертрофические изменения в какой-либо части органа вследствие патологических процессов.

Причины сердечной тупости обычно бывают следующими:

  • Патологическое увеличение миокарда или правого сердечного желудочка, которое сопровождается значительным расширением правой границы.
  • Патологическое увеличение левого предсердия, следствием которого является смещение верхней сердечной границы.
  • Патологическое увеличение левого желудочка, из-за которого происходит расширение левой границы сердца.
  • Гипертрофические изменения в обеих желудочках одновременно, при которых смещаются как правая, так и левая сердечная границы.

Из всех перечисленных отклонений чаще всего встречается смещение левой границы, и зачастую оно бывает вызвано стойким высоким давлением, на фоне которого развивается патологическое увеличение левой части сердца.

Помимо этого, изменение сердечных границ могут спровоцировать такие патологии, как врожденные сердечные аномалии, перенесенный инфаркт миокарда, воспалительный процесс в мышце сердца или кардиомиопатия, которая развилась вследствие нарушения нормального функционирования эндокринной системы и гормонального дисбаланса на этом фоне.

Во множестве случаев, расширение сердечных границ бывает обусловлено заболеванием сердечной сорочки и отклонениями в работе соседних органов – например, легких или печени.

Равномерное расширение границ нередко вызывается перикардитом – воспалением перикардиальных листков, которое характеризуется избыточной жидкостью в полости перикарда.

Одностороннее смещение границ сердца в здоровую сторону чаще всего возникает на фоне избытка жидкости или воздуха в плевральной полости. Если сердечные границы сдвинуты в пораженную сторону – это может свидетельствовать о спадении определенного участка ткани легкого (ателектаз).

Вследствие патологических изменений в печени, которые сопровождаются значительным увеличением органа в размерах, зачастую имеет место сдвиг правой сердечной границы влево.


Нормальное сердце и гипертрофированное

Какие нормы и отклонения в частоте сердцебиения у детей?

Оценить показатели главного органа можно по другим факторам, если границы сердца у детей в норме. В первую очередь исследуется сердцебиения малыша, то есть его частота (ЧСС). Нормальные показатели новорожденных малышей – 100–160 уд./мин, деток до 10 лет – 700-120 ударов в минуту, до 12 лет – 60–100 уд./мин.

При этом синусовая аритмия, то есть нерегулярность сердечного ритма (замедление и ускорение), для детей считается вполне нормальным явлением. Ее можно выявить с помощью ЭКГ и она не вызывает беспокойства. Врачи ориентируются на усредненные показатели сердцебиения детей в зависимости от возраста.

Нормальные показатели ЧСС детей по возрасту:

  • 1 месяц – 140 уд/мин (отклонения от нормы, невызывающие беспокойства от 110 до 170 уд/мин);
  • 12 месяцев – 130 уд/мин (100–170 уд/мин);
  • 3 года – 105 уд/мин (85–130 уд/мин);
  • 5 лет – 95 уд/мин (за отсутствием смещения границ сердца у ребенка 5 лет пульс может колебаться от 75 до 125 уд/мин);
  • 8 лет – 90 уд/мин (70–115 уд/мин);
  • 10 лет – 85 уд/мин (65–110 уд/мин);
  • 12 лет – 80 уд/мин (60–105 уд/мин);
  • 15 лет – сердцебиение почти как у взрослого человека и составляет 75 уд/мин (колебания от 55 до 110 уд/мин считаются нормальными).

Учащенное сердцебиение при его нормальном расположении может быть вызвано психоэмоциональным состоянием малыша (плачем). А вот замедленное должно насторожить. Это может свидетельствовать о врожденных проблемах, которые привели к нарушению ритма. У подростков может быть брадикардия, то есть замедление сердечного ритма. Чаще всего она наблюдается у тех, кто активно занимается спортом.

Обратиться к врачу стоит при выявлении сердечного ритма у ребенка меньше 50 уд/мин, длительных по продолжительности перебоев ритма сердца (оно должно работать без остановок) или резкого ускорения ЧСС без причины.

Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей

Наиболее важными функциями сердечнососудистой системы являются:

1) поддержание постоянства внутренней среды организма;

2) доставка кислорода и питательных веществ во все органы и ткани;

3) выведение из организма продуктов обмена веществ.

Эти функции сердечнососудистая система может обеспечить только в тесном взаимодействии с органами дыхания, пищеваре ния и мочевыделения. Совершенствование работы органов кро вообращения происходит неравномерно на протяжении всего периода детства.

Особенности внутриутробного кровообращения у детей

Закладка сердца начинается на 2й неделе внутриутробной жизни. В течение 3 недель из пластинки, расположенной на гра нице головы и туловища, происходит формирование сердца со всеми его отделами. В первые 6 недель сердце состоит из трех камер, затем образуются четыре за счет разделения предсер дий. В это время происходит процесс разделения сердца на пра вую и левую половины, формирование клапанов сердца. Об разование основных артериальных стволов начинается со 2й недели жизни. Очень рано формируется проводниковая систе ма сердца.

Внутриутробное кровообращение плода

Насыщенная кислородом кровь поступает через плаценту по пупочной вене к плоду. Меньшая часть этой крови впиты вается в печень, большая — в нижнюю полую вену. Затем эта кровь, смешавшись с кровью из правой половины плода, по ступает в правое предсердие. Сюда же вливается кровь из верх ней полой вены. Однако эти два кровяных столба почти не сме шиваются друг с другом. Кровь из нижней полой вены через овальное окно попадает в левое сердце и аорту. Кровь, бедная кислородом, из верхней полой вены проходит в правое предсер дие, правый желудочек и начальную часть легочной артерии, отсюда через артериальный проток она попадает в аорту и при мешивается к крови, поступившей из левого желудочка. Лишь небольшая часть крови поступает в легкие, оттуда — в левое предсердие, в котором она смешивается с кровью, поступившей через овальное окно. Небольшое количество крови в малом кру ге кровообращения циркулирует до первого вдоха. Таким об разом, мозг и печень получают наиболее богатую кислородом кровь, а нижние конечности — наименее богатую кислородом кровь.

После рождения ребенка венозный проток и пупочные со суды запустевают, зарастают и превращаются в круглую связ ку печени.

В действие вовлекаются все физиологические системы жиз необеспечения.

Анатомофизиологические особенности сердца и сосудов у детей

У детей происходит непрерывный рост и функциональное совершенствование сердечнососудистой системы. Особенно энергично растет и совершенствуется сердце у детей с 2 до 6 лет, а также — в период полового созревания.

Сердце новорожденного имеет уплощенную конусообразную, овальную или шарообразную форму изза недостаточного раз вития желудочков и сравнительно больших размеров предсер дий. Только к 10—14 годам сердце приобретает такую же фор му, что и у взрослого человека.

В связи с высоким стоянием диафрагмы сердце новорожден ного расположено горизонтально. Косое положение сердце при нимает к первому году жизни.

Масса сердца новорожденного составляет 0,8% от общей мас сы тела, она относительно больше, чем у взрослого человека. Правый и левый желудочки одинаковы по толщине, их стенки равны 5 мм. Сравнительно большие размеры имеют предсер дие и магистральные сосуды. К концу первого года вес сердца удваивается, к 3 годам — утраивается. В дошкольном и млад шем школьном возрасте рост сердца замедляется и снова на растает в период полового созревания. К 17 годам масса серд ца увеличивается в 10 раз.

Неравномерно растут и отделы сердца. Левый желудочек зна чительно увеличивает свой объем, уже к 4 месяцам он по весу вдвое превышает правый. Толщина стенок желудочков у ново рожденного составляет 5,5 мм, в дальнейшем толщина левого желудочка увеличивается до 12 мм, правого — до 6—7 мм.

Объем сердца при рождении составляет около 22 см3, за пер вый год он увеличивается на 20 см3, в последующем — ежегод но на 6—10 см3. Одновременно увеличивается диаметр клапан ных отверстий.

У детей сердце расположено выше, чем у взрослых. Объем сердца у детей больше относительно объема грудной клетки, чем у взрослых. У новорожденного верхушка сердца образова на обоими желудочками, к 6 месяцам — только левым. Проек ция сердца к 1,5 года из IV межреберья опускается в V межреберье.

В детском возрасте происходит качественная перестройка сердечной мышцы. У детей раннего возраста мышца сердца не дифференцированна и состоит из тонких, плохо разделенных миофибрилл, которые содержат большое количество овальных ядер. Поперечная исчерченность отсутствует. Соединительная ткань начинает развиваться. Эластических элементов очень ма ло, в раннем детском возрасте мышечные волокна близко при легают друг к другу. С ростом ребенка мышечные волокна утол щаются, появляется грубая соединительная ткань. Форма ядер становится палочкообразной, появляется поперечная исчерчен ность мышц, к 2—3летнему возрасту гистологическая диффе ренциация миокарда завершается. Совершенствуются и другие отделы сердца.

По мере роста ребенка происходит совершенствование про водящей системы сердца. В раннем детском возрасте она массив на, ее волокна контурированы нечетко. У детей более старшего возраста происходит перемодулирование проводящей системы сердца, поэтому у детей часто встречаются нарушения ритма сердца.

Работа сердца осуществляется за счет поверхностных и глу боких сплетений, образованных волокнами блуждающего нерва и шейных симпатических узлов, контактирующих с ганглиями синусового и предсердножелудочкового узлов в стенках пра вого предсердия. Ветви блуждающего нерва заканчивают свое развитие к 3—4 годам. До этого возраста сердечная деятельность регулируется симпатической системой. Это объясняет физио логическое учащение сердечного ритма у детей первых 3 лет жизни. Под влиянием блуждающего нерва урежается сердеч ный ритм и появляется аритмия типа дыхательной, удлиняются интервалы между сердечными сокращениями. Функции миокар да у детей, такие как автоматизм, проводимость, сократимость, осуществляются так же, как у взрослых.

Особенности сосудов у детей

Сосуды подводят и распределяют кровь по органам и тканям ребенка. Их просвет у детей раннего возраста широк. По шири не артерии равны венам. Соотношение их просвета составляет

1 : 1, затем венозное русло становится шире, к 16 годам их со отношение составляет 1 : 2. Рост артерий и вен часто не соот ветствует росту сердца. Стенки артерий более эластичны, чем стенки вен. С этим связаны меньшие показатели, чем у взрос лых, периферического сопротивления, артериального давления и скорости кровотока.

Строение артерий также меняется. У новорожденных стен ки сосудов тонкие, в них слабо развиты мышечные и эластические волокна. До 5 лет быстро растет мышечный слой, в 5— 8 лет равномерно развиты все оболочки сосудов, к 12 годам структура сосудов у детей такая же, как у взрослых.

Частота пульса у детей зависит от возраста. У новорожден ного она составляет 160—140 ударов в 1 мин, в 1 год — 110—140, в 5 лет — 100, в 10 лет — 80—90, в 15 лет — 80.

С возрастом нарастает систолическое артериальное давле ние, имеется тенденция к повышению диастолического дав ления.

Артериальное систолическое давление равно 90 + 2 x n, диа столическое — 60 + 2 x n, где n — возраст ребенка в годах. Для де тей до 1 года систолическое давление равно 75 + n, где n — воз раст ребенка в месяцах. Диастолическое артериальное давление равно систолическому давлению минус 10 мм рт. ст.

Сердце и сосуды в период полового созревания

В пубертатном возрасте происходит интенсивный рост раз личных органов и систем. В этом периоде происходят нарушения их функционирования в связи с нарушениями их взаимоотно шений и координации функций. У подростков в связи с осо бенностями роста как сердца, так и всего тела отмечаются отно сительно малые масса и объем сердца по сравнению с массой и объемом тела. Отношение объема тела к объему сердца у де тей равно 50%, у взрослого — 60%, а в пубертатном периоде составляет 90%. Кроме этого, имеются анатомические особен ности сердечнососудистой системы у подростков, которые свя заны с соотношением объема сердца и сосудов.

У подростков объем сердца увеличивается быстрее, чем ем кость сосудистой сети, это увеличивает периферическое со противление, что приводит к гипертрофическому варианту под росткового сердца.

У подростков с отклонениями в возрастной эволюции серд ца преобладает симпатическая регуляция.

Таким образом, у детей имеются функциональные особен ности органов кровообращения, которые характеризуются:

1) 1)высоким уровнем выносливости детского сердца вследствие его достаточно большой массы, хорошего кровоснабжения;

2) физиологической тахикардией, обусловленной малым объе мом сердца при высокой потребности детского организма в кислороде, а также симпатотомией;

3) низким артериальным давлением с малым объемом крови, поступающей с каждым сердечным сокращением, а также низким периферическим сопротивлением сосудов;

4) неравномерностью роста сердца и связанными с этим функ циональными расстройствами.

Что влияет на изменение частоты пульса?

Определение границ сердца у детей 5 лет (в особенности перед школой) является важным показателем, который определяет отсутствие патологий. Не менее важным критерием оценки органа является и частота пульса. Но что может привести к изменениям в ЧСС, то есть замедлить или ускорить его?

Способствовать брадикардии могут физиологические факторы: усиленная физическая нагрузка, длительный сон, охлаждение тела, прием седативных препаратов. Стоит также отметить, что она может свидетельствовать о других нарушениях: отравлении, язве, инсульте, черепно-мозговой травме, повышенном артериальном давлении, опухоли, заболевании нервной системы, сердечной недостаточности, анемии, гипертиреозе и патологии в работе сердца.

Показатели ЧСС у ребенка могут меняться по ряду причин:

  • нарушения в сердечной деятельности;
  • недостаток кислорода в легких;
  • снижение содержания кислорода в крови и патологии органа.

Как правило, такие показатели далеки от нормы ребенка по возрасту, поэтому требуют постоянного наблюдения.

Профилактика

Нормальное сердцебиение и правильное расположение сердца в пределах нормы границ обеспечивает хорошее снабжение кровью жизненно важных органов, в первую очередь мозга. Для того чтобы защитить ребенка от проблем с сердцем существуют профилактические меры:

  • Занятия спортом (около получаса в день) – это даже может быть прогулка на свежем воздухе.
  • Отсутствие стрессов и перенапряжений. Избегать тех ситуаций, когда малыш может испытывать страх).
  • Нормализация веса за счет рациона. Еда для ребенка должна быть разнообразной и состоять из необходимых по возрасту витаминов и минералов.
  • Отдых и полноценный сон.

На хорошую работу сердца влияют такие физические нагрузки, как бег, плавание и езда на велосипеде.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]