Ритм галопа и ритм перепела: признаки патологических тонов, причины, диагностика, лечение
Испокон веков врач при обследовании больного человека полагается только лишь на свои руки и уши, ведь визуализирующие методы диагностики появились сравнительно недавно. И до сих пор одной из главнейших врачебных манипуляций является аускультация, или выслушивание с помощью специальной трубки звуков, создаваемых работой сердца.
Сердце, как и любой другой орган, при работе создает определенные звуки. Это обусловлено тем, что в сердце постоянно движется кровь, проходящая через клапаны, а створки клапанов открываются и захлопываются, издавая звуковые колебания. Кроме этого, в момент растягивания сердечной мышцы предсердий и желудочков создается вибрация, которая наслаивается на звуки захлопывания клапанных створок.
В норме в точках проекции сердечных клапанов на переднюю грудную клетку (пятое межреберье слева, вторые межреберья справа и слева, четвертое межреберье слева) выслушиваются два сердечных тона — первый и второй. У астеничных худощавых людей, у детей и подростков могут быть выслушаны еще два тона — третий и четвертый, но их отсутствие не считается патологией.
Однако, с 2004 года (Е. Браунвальд) представления о характере происхождения I тона несколько изменились — теперь принято считать, что такой звук создает не захлопывание клапана, а удар крови о стенки желудочка, когда кровь сначала быстро наполняет желудочки, а затем резко прекращает свое движение. I тон является систолическим, так как он свидетельствует о систоле (сокращении) желудочков. II тон является диастолическим, так как обусловлен диастолой (расслаблением) желудочков.
II тон образуется через несколько сотых долей секунды после первого и образован он звуками, которые создаются закрытием створок клапанов аорты и легочного ствола, а также колебательными движениями стенок указанных артерий.
распределение тонов сердца в сердечном цикле
— там — та — там — та — там — та — I тон — II тон — I тон — II тон — I тон — II тон
Не следует путать тоны сердца и шумы в сердце. Между двумя тонами существуют беззвучные паузы, во время которых осуществляется непосредственно ток крови, в норме происходящий по камерам сердца бесшумно. Однако, при пороках сердца или при другой патологии сердечных клапанов струя крови испытывает затруднения при изгнании из соответствующих пороку камер сердца, поэтому возникают звуковые феномены, именуемые шумами. Шумы могут выслушиваться в паузах между тонами, а могут наслаиваться на них.
Такими ритмами принято считать звуковые феномены, которые образуются при патологии самой сердечной мышцы или клапанных структур. При выслушивании сердца с подобной патологией определяется трехчленный ритм, при котором II тон кажется раздвоенным (расщепленным). Но на самом деле расщепленный звук является ни чем иным, как добавочным тоном. Чем конкретно обусловлен патологический тон, зависит от вида ритма. К расщепленным ритмам относятся ритм галопа и ритм перепела.
Патологические расщепленные ритмы
Такими ритмами принято считать звуковые феномены, которые образуются при патологии самой сердечной мышцы или клапанных структур. При выслушивании сердца с подобной патологией определяется трехчленный ритм, при котором II тон кажется раздвоенным (расщепленным). Но на самом деле расщепленный звук является ни чем иным, как добавочным тоном. Чем конкретно обусловлен патологический тон, зависит от вида ритма. К расщепленным ритмам относятся ритм галопа и ритм перепела.
Видео: описание патологических дополнительных тонов при аускультации
Диагностика хронической сердечной недостаточности
Сердечная недостаточность не является самостоятельным заболеванием. Это осложнение различной патологии сердечно-сосудистой системы, при которой ослабевает сократимость сердечной мышцы, сердечный выброс не соответствует метаболическим потребностям тканей, что приводит к уменьшению венозного возврата и увеличению общего сопротивления сосудов.
Наиболее часто хроническая сердечная недостаточность развивается у пациентов, страдающих следующими заболеваниями:
- Ишемической болезнью сердца;
- Артериальной гипертензией;
- Сахарным диабетом;
- Кардиомиопатиями;
- Системными заболеваниями соединительной ткани;
- Клапанными пороками сердца.
Реже причиной хронической сердечной недостаточности являются обменные и эндокринные заболевания, нервно-мышечные болезни, интоксикации, дефицит калия, селена, магния, селена, хронические заболевания органов дыхания.
Пациенты, страдающие хронической недостаточностью, предъявляют следующие классические жалобы:
- Инспираторная одышка;
- Ортопноэ (одышка в положении «лёжа»);
- Пароксизмальная ночная одышка;
- Кашель;
- Кровохарканье;
- Сердцебиение;
- Жажда;
- Слабость, утомляемость;
- Когнитивные расстройства (снижение памяти, умственной работоспособности).
Чем опасна тахикардия, и какие последствия возможны при ее развитии?
Виды тахикардии
Прежде, чем говорить о том, чем опасна тахикардия сердца, нужно понять, что это заболевание происходит из-за нарушений работы разных его отделов. Разные виды заболевания несут и разные опасности для человека.
Анатомически сердце разделено на предсердие и желудочки. В зависимости от того, где локализуется очаги нарушений ритма, различают:
- синусовую тахикардию, которая развивается в предсердии, то есть в синусовом узле;
- предсердная или желудочковая пароксизмальная тахикардия — она возникает в предсердии или желудочках когда в этих отделах происходит искажение сигнала, подаваемого синусным узлом.
Чем опасна для человека тахикардия?
Отвечая на вопрос, опасна ли тахикардия сердца, любой врач однозначно ответит утвердительно, ведь по своей сути это работа сердца на износ. Оно работает неэффективно, так как из-за участившегося ритма желудочки не успевают наполняться кровью. Получается, что орган работает быстрее, но скорость не позволяет делать свою работу качественно. Отсутствие крови в желудочках не поставляет кислород к остальным органам и в этом кроется основная опасность нарушения ритма.
Желудочковая тахикардия может стать виновницей ишемической болезни и инфаркта миокарда, так как при ней нарушается кровоснабжение сердца. В особо тяжелых случаях нарушения ритма могут приводить к сердечной недостаточности, причем эта болезнь развивается даже у тех, кто совершенно здоров, но симптомы долгое время оставались без внимания.
Также это приводит к отекам легких и нарушениям кровоснабжения мозга, а также к тромбоэмболии легочной артерии. К этим последствиям приводит пароксизмальная разновидность болезни. Хроническая сердечная недостаточность помимо изнашивания сердечной мышцы дает и другие побочные проблемы — аритмический шок, астму сердца. Как понятно практически каждому, тахикардия это опасно и может окончиться внезапным летальным исходом.
Но даже при самом благоприятном прогнозе, когда болезнь не приводит к серьезным последствиям, она крайне тяжело переносится организмом. При нарушении сердечного ритма человек быстро начинает чувствовать усталость, одышку, сильное головокружение и боли в груди. Поэтому даже сами симптомы могут представлять опасность для здоровья.
Как не допустить развитие опасных последствий этого вида аритмии?
Прежде всего, нужно внимательно слушать свой организм. При первых признаках участившегося ЧСС в состоянии покоя обратиться за медицинской помощью, найти причину и сосредоточиться на ее лечении. Тахикардия может быть хронической, когда ее признаки ощущаются постоянно, что весьма опасно скорейшим развитием основного заболевания. Это состояние требует пристального наблюдения и постоянного контроля врача.
Но даже эпизодические приступы нельзя оставлять без внимания, иначе они могут привести к развитию хронической формы. Главное, что нужно помнить — это сигнал, который подает нам сердце, когда в организме что-то идет не так.
Нужно ли лечить патологические ритмы?
Терапия при наличии патологических ритмов у больного необходима только после тщательного обследования и установки точного диагноза. Тип лечебного учреждения, где будет осуществляться лечение, зависит от основного заболевания. Так, например, гипертония, приведшая к гипертрофии левого желудочка, может динамически наблюдаться в условиях поликлиники, а более тяжелая патология (инфаркт, миокардит, тяжелая сердечная недостаточность) обязательно должны лечиться в условиях стационара. Митральный стеноз при впервые установленном диагнозе также требует дообследования и подбора терапии в стационаре, где будет определена необходимость хирургической коррекции порока.
2012-2020 sosudinfo.ru
Перейти в раздел:
Заболевания сердца и аорты, аритмология, функц. диагностика, кардиофармакология и хирургия
Рекомендации читателям СосудИнфо дают профессиональные медики с высшим образованием и опытом профильной работы.
При каких заболеваниях встречаются патологические ритмы сердца?
Исходя из вышесказанного, при аускультации сердца врач может заподозрить наличие той или иной патологии сердца у пациента.
- острым инфарктом миокарда,
- острым миокардитом (воспалением сердечной мышцы),
- гипертрофией левого желудочка (при артериальной гипертонии, стенозе устья аорты ревматического или атеросклеротического генеза),
- дилатационной кардиомиопатией (при ишемической болезни сердца),
- острой левожелудочковой недостаточностью,
- хронической левожелудочковой недостаточностью вследствие постинфарктного или постмиокардитического генеза.
2. Ритм перепела обусловлен стенозом левого атрио-вентрикулярного отверстия (митральным стенозом). Эта патология является приобретенным пороком сердца, развивающимся вследствие перенесенной острой ревматической лихорадки, скарлатины, ангины или хронического тонзиллита.
Какое обследование в дальнейшем необходимо?
В том случае, если врачу при осмотре удалось выслушать ритм галопа или ритм перепела, он должен направить пациента на дообследование. В первую очередь необходимо проведение ЭКГ и рентгенографии грудной клетки. Любое из перечисленных заболеваний можно выявить при выполнении данных методов (инфаркт – на ЭКГ, гипертрофия или дилатация сердца – на рентгенограмме и т. д.).
Для уточнения характера патологических тонов в сердце используется фонокардиография (ФКГ) – исследование, при котором с помощью микрофона усиливаются звуки тонов, а затем преобразуются в графическое изображение при помощи писчего устройства. ФКГ интерпретируется специалистом и помогает достоверно выяснить, чем обусловлены патологические звуковые феномены. Часто ФКГ проводится детям при подозрении на порок сердца.
Как и при каких патологиях образуется ритм галопа (РГ)
У здорового сердца отчетливо слышны два чистых тона — I и II. У астеников иногда добавляются еще два физиологических — III и IV. Тяжелые поражения миокарда, сопровождающиеся учащенным сердцебиением, рождают аускультативный феномен — диастолический ритм галопа.
Эти последовательные звуки, напоминающие лошадиный аллюр, образуют I и II тоны, к которым присоединяется третий. Он представляет собой третий или четвертый тон сердца (или их слияние), которые в данном случае рассматриваются как патологические. Данный тон при разнообразных заболеваниях появляется в начале, середине или конце диастолы (расслабление мыщцы сердца).
3 типа ритма галопа:
- РГ протодиастолический возникает сразу за II тоном. Его вызывает понижение тонуса сердечной мышцы. Звук образуется из-за быстрого растяжения стенок желудочка во время наполнение. Это III физиологический тон. Выслушивается, когда мышечная ткань левого желудочка сильно расслаблена и растянута.
- Пресистолический (перед систолой) образуется вибрацией стенок желудочков. К ним присоединяется физиологический IV тон — звук сокращения предсердий.
- Мезодиастолический ритм галопа — это когда на фоне тахикардии в середине диастолы в качестве дополнительного сливаются патологические III и IV тоны.
Диастолический ритм галопа появляется при инфарктах миокарда, кардиомиопатиях и сердечной недостаточности, сопровождающей гипертоническую болезнь и нефриты. Для точной диагностики ритма перепела и галопа используется методика фонокардиографии.
Ритм галопа
Ритмом галопа сердца называется трехчленный ритм сердца при высокой частоте сердечных сокращений. Своё название он получил по сходству со звуками галопа скачущей лошади. Известный французский клиницист Анри Юшар говорил: «Нет галопа без тахикардии».
Причина появления ритма галопа – это изменения свойств миокарда желудочков.
Пьер Потен (Потен Пьер Чарльз Эдуард, 1825 -1903) французский терапевт объяснял ритм галопа вибрацией стенок левого желудочка при потере им тонуса. Как известно, в протодиастоле начинается поступление крови из предсердий в желудочки. В норме оно происходит бесшумно (ухом не воспринимается), так как мышца желудочка, имеющая тонус, расправляется постепенно и амортизирует удар порции крови, поступающей из предсердия. Если же мышца потеряла тонус и «висит, как мешок», то кровь, падая на дно желудочка, вызывает дополнительный удар, слышимый как дополнительный тон – патологический III тон сердца.
Ритм галопа может быть двух типов: протодиастолический и пресистолический:
Протодиастолический ритм галопа (так называемый желудочковый ритм галопа) – в его основе лежит патологический III тон, имеющий более высокочастотные компоненты, чем в норме; дополнительный тон выслушивается после II то на на верхушке сердца. Джордж Тейлор (Южная Каролина, США, 2004) дает такую краткую характеристику III тону и протодиастолическому галопу: «большой дряблый желудочек (перегрузка «объемом»)».
Пресистолический ритм галопа (предсердный галоп) – в его основе лежит патологический IV тон – этот ритм лучше регистрируется при длинном интервале PQ ЭКГ; появление патологического IV тона зависит при этом от величины конечного диастолического давления в желудочке, ригидности левого желудочка, его плохой «расправляемости», плохой расслабляемости.
Очень важно то, что его можно «пропальпировать», т.е. ощутить рукой этот диастолический тон. Ритм галопа свидетельствует о сердечной недостаточности – это «крик сердца о помощи», раньше говорили, что это «крик сердца о дигиталисе».
Ритм галопа — это крик сердца о помощи !
Суммационный галоп
Суммационный (или мезодиастолический) галоп – это трехчленный ритм желудочка, когда в результате резкого укорочения фазы медленного наполнения на фоне тахикардии патологические III и IV тоны сливаются в один дополнительный достаточно громкий тон.
Основные условия возникновения суммационного галопа это:
- снижение сократимости миокарда желудочков у больных с сердечной недостаточностью и острым повреждением миокарда, ведущее, с одной стороны, к уменьшению его диастолического тонуса и скорости расслабления («дряблый желудочек, желудочек «висит как мешок») – это дает III патологический тон сердца;
- повышение конечно — диастолического давления в желудочке – это дает IV патологический тон сердца;
Характерным сочетанием для такиз больных является наличие гипертонической болезни и сердечной недостаточности.
Суммационный галоп может возникнуть также при a-v блокаде I степени, когда удлиненный интервал PQ приводит к смещению IV тона ближе к началу диастолы, где он сливается с III тоном.
Тон суммационного галопа имеет более высокую частоту, громче и продолжительнее, чем III и IV тоны по отдельности.
Двойную природу суммационного галопа можно выявить при урежении ритма, например, при массаже каротидного синуса. В этом случае начинает выслушиваться четырехчленный ритм галопа с раздельно выслушиваемыми III и IV тонами сердца.
Итого
Итак, протодиастолический (желудочковый) галоп связан со слышимым III тоном. Дополнительный тон слышится после II тона. Он воспринимается и ухом, и пальпаторно. Галоп, как правило, наблюдается при тахикардии. Многие клиницисты считают, что желудочковый ритм галопа это самый достоверный признак сердечной недостаточности, определяемый физикально.
IV тон и пресистолический галоп – это «жесткий неподатливый желудочек (перегрузка «давлением»)».
Прогностически более неблагоприятен протодиастолический ритм галопа.
Следует еще раз отметить, что галопом обозначается любой трехчленный диастолический ритм сердца, скорость которого настолько велика, что имитирует бег лошади. Термин «ритм галопа» подразумевает высокую частоту сердечных сокращений (часто в сочетании с приглушением I и II тонов) и типичную мелодию. Ритм галопа – более угрожающий признак, чем простое присутствие III тона. Как указывалось выше, III тон сердца может быть «близким к физиологическому», а также быть отражением относительной перегрузки левого желудочка объемом и не формировать ритм галопа. Напротив, ритм галопа с III тоном почти всегда является патологическим.
Как это показали ныне подтвержденные многими советскими клиницистами и зарубежными терапевтами наблюдения В.П.Образцова и М.М.Губергрица, что и у здоровых людей выслушиваемая непосредственной аускультацией мелодия сердца является трехчленной (т.н. нормальный третий тон) и что при сравнительно небольшой патологии, равно как и при физиологических обстоятельствах могут наблюдаться расщепления и раздвоения первого тона (? В.О.) (свыше 10% по В.П.Образцову), то ясно, что между ритмом галопа и нормальной мелодией сердца существуют постепенные переходы, а не резкая неотделимая грань».
Значимость ритма галопа интересно определил Джордж Тейлор (2004):
«Традиционно много внимания уделяется шумам сердца, однако они, помогая правильно поставить диагноз, не могут рассказать нам столько о тяжести болезни. Это делают именно галопы и верхушечный толчок: они говорят нам о размерах желудочка, его функции и диастолической податливости».
Как формируется ритм перепела
При стенозе митрального клапана во время аускультации ритм перепела слушать необходимо у верхней части сердца. Клапан, отделяющий левое предсердие от желудочка, представляет собой двустворчатую перегородку. Это две пластинки соединительной ткани, задача которых предотвратить обратный заброс крови в предсердие из желудочка. Обычно во время диастолы створки открываются и плотно прижимаются к мышечным стенкам, свободно пропуская поток крови. Во время сокращения створки плотно смыкаются, предотвращая обратный ток крови.
Одной из патологий левосторонней клапанной структуры является стеноз. Здоровый митральный клапан перекрывает отверстие площадью от 4 до 6 кв. см. Сужение просвета между предсердием и желудочком до 2 и менее сантиметров происходит, когда по причине воспалительных или иных патологических процессов ткань створок сращивается с краями атриовентрикулярного отверстия, на ней образуются спайки и рубцы.
Створки становятся ригидными (неэластичными), поэтому звук их закрытия хорошо прослушивается. Ритм перепела — это хлопающий, громко звучащий I тон сердца и расщепленный II. Тройная мелодия напоминает крик птицы.
При митральном стенозе ритм перепела обусловлен усилением I тона. Оно происходит, потому что левый желудочек наполняется не полностью. Кардиомиоциты реагируют повышением напряжения (для проталкивания недостаточного количества крови им приходится больше сокращаться), что и вызывает усиление звука. Далее следует обычный II тон, акцентирванный смыканием створок другого клапана — легочного.
Сразу следом образуется дополнительный звук, создаваемый митральным клапаном, — при его открытии. Он сливается с III нормальным тоном и усиляет предыдущий, формируя феномен расщепления II тона. Ритм перепела при митральном стенозе — это один из первых «доэлектрокардиографических» симптомов болезни.
Механизм формирования ритма перепела
Кроме ритма галопа, трехчленностью также обладает ритм перепела. Данный ритм обусловлен кажущимся раздвоением II тона. На самом деле II тон не раздваивается, просто к нему присоединяется звук, называющийся “митральным щелчком”. Возникновение такого добавочного тона обусловлено наличием спаек и комиссур между створками митрального клапана, поэтому при открытии клапана возникает характерный щелкающий звук. Ритм перепела наиболее отчетливо выслушивается в точке проекции митрального клапана (в пятом межреберье под соском). Добавочный тон начинается в диастолу и его можно услышать сразу после II тона. По-другому он называется ТОМК, или тоном открытия митрального клапана.
ритм перепела на ФКГ
Вместе с дополнительным тоном, при сужении митрального клапанного кольца более интенсивными становятся и первые два тона. Так, I тон усиливается за счет того, что левый желудочек вибрирует сильнее в силу меньшего потока крови в него, чем в норме. То есть мышца создает более сильный звук. II тон усиливается за счет звука открытия клапанов легочной артерии. Это обусловлено тем, что при митральном стенозе кровь не полностью поступает в желудочек, соответственно, в левом предсердии объем крови больше, чем в норме, а в приносящих в левое предсердие кровь легочных венах нарастает давление – формируется легочная гипертензия. В условиях легочной гипертензии клапаны легочного ствола, наоборот, выносящие кровь из правого желудочка в артерии легких, захлопываются громче, чем обычно – II тон усиливается.
Буквенное обозначение мелодии сердца при ритме перепела:
– спать – по – ра – спать – по – ра – I тон – II тон – доп. тон – I тон – II тон – доп. тон