Причины и механизмы развития заболевания
Энцефалит у детей врачи разделяют на две большие группы: первичный и вторичный. Характеристика этих групп представлена в таблице:
Характеристика энцефалита у детей | ||
Первичный | Вторичный | |
Механизм развития | Возбудитель, попадая в организм человека, первично поражает клетки головного мозга. Является самостоятельным заболеванием. | Возникает, как осложнение, уже имеющейся болезни. |
Причины развития |
|
|
Развитие мозга от зачатия до подросткового возраста
Когда у меня родился первый ребенок, я, как и подобает рьяной, но молодой маме, собрала кучу книжек об уходе за младенцами и разнообразные прогрессивных методы воспитания – чтобы мой ребенок вырос гением, к тому же счастливым, мне крайне необходимы были авторитетные советы. К сожалению, быстро стало ясно, что большинство книжек не особенно задавались объяснением биологических основ развития мозга. Попробуем разобраться, что сегодня знает наука о мозге и как эти знания использует современная педагогика.
Мозг и его развитие
Что интересно в развитии мозга и что мы, собственно, будем наблюдать на каждом из этапов такого развития – это грандиозное взаимодействие генетически предопределенных факторов и факторов окружающей среды, которые в случае развития человека становятся факторами социальной среды.
Эмбриональное развитие
У человеческого зародыша мозг начинает формироваться из эмбриональной ткани эктодермы. Уже на 16-й день внутриутробного развития можно различить так называемую нейрональну пластинку, которая в течение следующих нескольких дней образует желоб, верхние края которого срастаются и образуют трубку. Этот процесс является результатом сложной координированной работы целого ряда генов и зависит от наличия определенных сигнальных веществ, в частности, фолиевой кислоты. Недостаток этого витамина во время беременности приводит к не закрытию нервной трубки, что приводит к тяжелым аномалиям в развитии детского мозга. Когда нервная трубка закрылась, на ее переднем конце формируются три основных региона мозга: передний, средний и задний. На седьмой неделе развития эти регионы делятся еще раз, и этот процесс называется энцефализацией. Этот процесс является формальным началом развития собственно головного мозга. Скорость роста мозга плода поражает: ежеминутно формируется 250 000 новых нейронов! Миллионы связей образуются между ними! Каждая клетка занимает свое определенное место, каждая связь аккуратно организована. Нет места для произвольности и случайности.
У плода развиваются разные органы чувств. Обстоятельно об этом пишет Peter Hepper в статье Unravelling our beginnings: Первой появляется реакция на прикасания – тактильная чувствительность. На восьмой неделе плод реагирует на прикосновение к губам и щечкам. На 14-й неделе плод реагирует на прикосновение к другим частям тела. Следующим развивается вкус – уже на 12 неделе плод чувствует вкус амниотической жидкости и может реагировать на материнскую диету. На звук плод реагирует начиная с 22-24 недель жизни. Сначала улавливает звуки низкого диапазона, но постепенно диапазон расширяется, и уже перед рождением плод распознает разные голоса и даже различает отдельные звуки. Утробная среда, где развивается плод, достаточно шумная: здесь стучит сердце, шумит поток жидкостей и перистальтика, с внешней среды поступают разнообразные звуки, хотя и приглушенные тканями матери, впрочем – что интересно – диапазон человеческого голоса в 125–250 Гц приглушен как раз слабо. Следовательно, разговоры извне формируют большую часть звукового окружения плода.
Отдельное внимание исследователей привлекает реакция на боль. Определить, чувствует ли плод боль сложно – боль в большой мере субъективный феномен. Впрочем, несознательный ответ на болевые раздражители начинается около 24-26 недели развития, когда впервые формируется нейрональний путь ответа. С момента развития первых органов чувств, от них в мозг начинает поступать информация, что само по себе выступает фактором развития этого же мозга и приводит к обучению. Возникает вопрос, насколько важной является полученная таким образом информация и можем ли мы определенным образом влиять на плод, побуждая мозг к развитию и способствуя учебе? Плод может учиться распознавать вкус и запах. Например, если мать употребляет чеснок во время беременности, то новорожденный младенец будет демонстрировать меньше отвращения к запаху чеснока чем младенец, мать которого чеснок не употребляла. Новорожденные дети также будут отдавать преимущество музыке, которую они слышали в утробе, по сравнению с музыкой, которую слышат впервые. Все это уже установлено наукой. Но до сих пор непонятно, имеет ли явление пренатальной учебы хотя бы какой-либо длительный эффект. Известно, что «музыкальный вкус» к определенному произведению при отсутствии подкрепления исчезает уже за три недели. Однако способность плода к «учебе» наводит некоторых людей на мысль, что развитие мозга плода может быть активизировано программой пренатальной стимуляции. Впрочем, об этом нет никаких солидных научных исследований.
Мозг новорожденного
На момент рождения мозг младенца имеет фактически все необходимые нейроны. Но мозг продолжает активный рост и за следующих два года достигает 80% размера мозга взрослого человека. Что происходит в течение этих двух-трех лет? Основной прирост веса мозга происходит за счет глиальных клеток, которых в 50 раз больше чем нейронов. Глиальные клетки не передают нервные импульсы, как это делают нейроны, они обеспечивают жизнедеятельность нейронов: одни из них поставляют питательные вещества, другие — переваривают и уничтожают отмершие нейроны или физически держат нейроны в определенном положении, формируют миелиновую оболочку. С момента рождения в мозг малыша поступает громадное количество сигналов ото всех органов чувств. Мозг младенца более открыт к моделирующей руке опыта больше, чем в любой другой промежуток жизни человека. В ответ на требования окружения мозг является скульптором самого себя.
Зрение и мозг
Понимание особенностей формирования зрительной коры началось с известных экспериментов Девида Хьюбела и Торстена Визела в 60-х годах прошлого столетия. Они продемонстрировали, что если котятам временно закрыть один глаз в определенный критический для развития мозга период, то в мозге не формируется определенная связь. Даже когда зрение потом восстановить, то характерное бинокулярное зрение все-равно никогда не сформируется. Это открытие начало новую эру в понимании роли критических периодов развития и важности наличия соответствующего стимула в этот момент. В 1981 году исследователи получили за это открытие Нобелевскую премию, а мы теперь можем поиграться со своим мозгом и зрением на странице Девида Хьюбела. То, которое было сделано с котятами, воспроизводить на людях, очевидно, не гуманно. Но эти опыты позволяют в определенной мере экстраполировать знание и таким образом понимать особенности развития человеческого мозга. Существуют также примеры с врожденной катарактой у детей, что указывает на то, что и у человека есть критические периоды в развитии мозга, которые требуют наличия определенных внешних зрительных стимулов для корректного развития мозга.
Что же известно о зрении новорожденного?
Новорожденный ребенок видит в 40 раз менее раздельно, чем взрослый человек. Наблюдая и созерцая, мозг ребенка учится анализировать изображение и уже за два месяца он способен различать основные цвета, а изображение становится более четким. В три месяца происходят качественные изменения, в мозге формируется зрительная кора, изображение становится близким к тому, как в последующем будет видеть взрослый человек. Через полгода ребенок уже способен различать отдельные детали и видит лишь в 9 раз хуже, чем взрослый. Полностью зрительная кора формируется к 4-му году жизни. Первые три года Вполне логично предположить, что подобный критический период касается не только развития зрительной коры.
Уже ни у кого не вызывает отрицаний тот очевидный факт, что в первые три года жизни происходят важнейшие этапы в формировании мозга. Серьезным подтверждением может служить явление госпитализма, которое в 1945 описал Шпитц. Речь о симптомах, которые развиваются у детей на первом году жизни, воспитываемых в медицинских учреждениях, идеальных с точки зрения медицинского и гигиенического ухода, но в отсутствии родителей. Начиная уже с третьего месяца жизни наблюдалось ухудшение их физического и психического состояния. Дети страдали от депрессий, были пассивны, заторможены в движениях, с бедной мимикой и плохой зрительной координацией, даже в целом не фатальные болезни часто имели летальные последствия. Начиная со второго года жизни проявлялись признаки физической и психической отсталости: дети не могли сидеть, ходить, говорить. Последствия длительного госпитализма длительны и часто необратимые. Сегодня описывают также явление семейного госпитализма, которое развивается у детей на фоне эмоциональной холодности матери. Впрочем, что конкретно происходит в это время в мозге ребенка точно неизвестно.
Тот факт, что эти первые три года жизнь есть безусловно критическими для развития мозга ребенка, побудило ученых к последующим исследованиям, а педагогов и политиков к бурной кампании в поддержку стимуляции мозга ребенка на протяжении первых трех лет жизни. Началось все из утверждения, что, очевидно, мозг формируется от нуля до трех лет, после этого уже поздно что-то делать. В Америке при государственной финансовой поддержке стартовала кампании «I Am Your Child» и «Better Brains for Babies». Как результат – гора книжек, учебных программ для родителей и статей в прессе. Главный меседж этих программ можно сформулировать так: поскольку мы уже знаем из работ нейрофизиологов, что нейрональные связи формируются под действием внешних стимулов и полностью за первые три года, то эту среду нужно как можно активнее усилить, соответственно активизировать ментальную стимуляцию мозга новорожденного. Такой подход получил название science-based еnriched environments. Родители ринулись покупать младенцам диски с Моцартом для беби, флэш-карты с яркими изображениями и другие игрушки, которые должны развивать. Но оказалось, что педагоги несколько опередили ученых. В разгар кампании один журналист позвонил по телефону нейрофизиологу Джону Бруеру, автора книжки «The Myth of the First Three Years: A New Understanding of Early Brain Development and Lifelong Learning» и спросил: «Базируясь на нейрофизиологии, что бы вы могли посоветовать родителям относительно выбора садика для их детей?». Бруер ответил: «Базируясь на нейрофизиологии – ничего». Правда заключается в том, что наука не знает, как должен в действительности выглядеть еnriched environments для оптимального развития мозга в течение первых трех годов. Джон Бруер не устает повторять: до сих пор не существует надежных исследований, которые бы четко указывали, какой силы, интенсивности и качества, должны быть раздражители, также нет соответствующих исследований, которые бы подтвердили длительный эффект таких раздражителей во времени.
Явление еnriched environment исследовали на крысах. Крыс делили на две группы, одну просто садили в клетку, а в другую к крысам помещали сородичей и игрушки. В обогащенной среде у крыс действительно формировались в мозге намного больше синапсов. Но, как логично замечает исследователь Dr. William Greenough, то, что для крыс является обогащенной средой в лабораторных условиях, для ребенка может быть просто нормальной средой. Младенцев не оставляют в одиночестве, у них есть возможность много исследовать прямо дома — просто ползая вокруг по квартире, исследуя книжки, вытянутые из книжной полки, или перевернутые корзины с одеждой. Впрочем, эксперимент с крысами уже нашел свой особенный путь в прессе и не на шутку обеспокоил родителей, которые прониклись развитием своих младенцев. Для родителей, которые обеспокоены тем, что не успели вовремя развить ребенка за первые три года, у ученых есть утешительный аргумент: развитие мозга продолжается и после трех лет. В мозге формируются нейронные связи в течение всей жизни. Хоть этот процесс и не совсем линейный, он также генетически запрограммирован, и так же зависит от приобретенного опыта и окружения. В одни периоды жизни он более интенсивен, чем в других, и следующий период большой перестройки мозга – подростковый возраст.
Мозг подростка – строительная площадка
Ученые давно изучают мозг человека, в основном наблюдая разнообразные аномалии в развитии, или травмы мозга, которые приводят к изменению функции, которые проявляются в характерных клинических картинах. Но настоящий прогресс начался с применением технологии магнитно резонансной томографии. Эта технология позволяет визуализировать активные участки мозга, которые называют функциональными. Речь идет не просто об определении участка, а об определении именно тех участков, которые активизируются в ответ на стимул. В американском National Institute of Mental Health под руководством Dr. Jay Giedd начался масштабный проект по исследованию мозга подростков. Мозг 145 нормальных детей сканировали с интервалом в два года и исследовали, какие участки мозга обрабатывают информацию и изменяется ли топография функциональных участков по сравнению с такими у уже взрослых людей и в процессе взросления. Что же обнаружили ученые?
Префронтальний кортекс
Первое открытие касалось серьезной перестройки префронтального кортекса. Giedd и его коллеги нашли, что в области, которая называется лобовой корой (префрональним кортексом), мозг, судя по всему, растет опять как раз перед половой зрелостью. Префрональний кортекс — участок, который расположен сразу за лобными костями черепа. Перестройка этого участка вызывает особенный интерес, поскольку именно она выступает как CEO мозга, отвечая за планирование, рабочую память, организацию и настроение человека. Как только префронтальний кортекс «созревает», подростки начинают лучше соображать и развивают больше контроля над импульсами. Префронтальний кортекс – регион «трезвой оценки решений». Пока не созрел префронтальний кортекс, обработка эмоциональной информации остается незрелой и осуществляют ее другие участки мозга, менее заточенные под такую работу. Именно поэтому подростки склонны к неоправданным рискам, в целом, плохо различают разные эмоциональные состояния других людей. Не знаю, как вам, а мне, как матери подростка, это открытие много чего объясняет.
Use It or Lose It
Если в возрасте до трех лет развитие нейрональних путей можно сравнить с ростом ветвей дерева, то в подростковом возрасте происходит два противоположных процесса – дополнительный рост новых путей и одновременная обрезка старых. Хотя, возможно, кажется, что наличие многих синапсов – вещь полезная, мозг считает иначе, и в процессе учебы сокращает удаленные синапсы, при этом белое вещество (миелин) идет на стабилизацию и усиление тех связей, которые активно используются. Отбор проходить по принципу use it or lose it : «Используем? Оставляем! Не используем? Избавляемся!». Соответственно, занятие музыкой, спортом и вцелом любая учеба побуждают к формированию и сохранению одних связей, а лежание на диване, созерцание MTV и игра в компьютерные игры – других. Это же касается и изучения иностранных языков. Если ребенок выучил второй язык до наступления половой зрелости, но во время большой «подростковой» перестройки его не использует, то нейронные связи, которые его обслуживают, разрушаются. Соответственно язык, который изучался после перестройки мозга, займет особенное место в языковом центре и будет использовать совсем другие связи, чем родной язык.
Мозолистое тело и мозжечок
Еще одно открытие проясняет другие подростковые особенности. Речь об активной перестройке в мозолистом теле, которое отвечает за коммуникацию между большими полушариями мозга и, как следствие, связан с изучением языков и ассоциативным мышлением. Сравнение развития этого участка у близнецов продемонстрировало, что оно лишь в незначительной мере определено генетически и преимущественно формируется под воздействием внешней среды. Кроме мозолистого тела, серьезную перестройку испытывает также мозжечок, при чем такая перестройка длится вплоть до взрослого возраста. До сих пор считалось, что функция мозжечка ограничивается координацией движений, однако результаты магнитно резонансной томографии показали, что он также задействован в обработке умственных заданий. Мозжечок не играет критическую роль в реализации этих заданий, скорее, выполняет функцию копроцессора. Все, что мы называем высоким мышлением, – математика, музыка, философия, принятие решения, социальные навыки, — проходит через мозжечок.
Выводы: Несмотря на серьезность и количество проведенных исследований, ученые продолжают утверждать, что они все еще мало знают о связи структуры и функций мозга, а также о развитии поведения. Так же мало известно, какие факторы являются наиболее весомыми для оптимального развития и какие резервы для развития мы потенциально имеем. Впрочем можно с уверенностью утверждать, что нормальный человек с момента рождения и до смерти нуждается во внимании, общении, нормальном живом окружении и искреннем интересе к себе.
Источник: psy-practice.com
Все статьи
Клиническая картина первичного энцефалита
Пораженные ткани головного мозга
Энцефалит у детей начинается практически всегда остро, с выраженного интоксикационного синдрома. В зависимости от причины возникновения, симптомы заболевания могут отличаться по выраженности, длительности проявления.
Основные симптомы энцефалита:
- Высокий интоксикационный синдром. Температура тела может подниматься до 41 градуса.
- Сильные головные боли. Наблюдаются при всех видах заболевания. Они плохо снимаются обезболивающими препаратами. На высоте такой боли может наблюдаться рвота, которая не приносит абсолютно никакого облегчения больному ребенку. Обычно, такая рвота не сопровождается тошнотой или другими желудочно-кишечными проявлениями.
- Нарушения сознания. Глубина нарушения сознания зависит от объема пораженной ткани головного мозга. Симптомы и проявления нарушения сознания могут быть разными, и включают такие клинические формы:
- сопор;
- психомоторное возбуждение;
- зрительные, вкусовые, звуковые галлюцинации;
- коматозное состояние различной глубины.
- Генерализированный судорожный синдром. Такие судороги часто принимают за эпилептические припадки.
- Очаговые нарушения. Они зависят от локализации воспалительного процесса в тканях головного мозга.Могут проявляться парезами, параличами, нарушениями зрения, слуха и т.д.
- Менингеальный синдром характерен для энцефалита, при котором воспаление локализируется возле мозговых оболочек, или затрагивает их. Наблюдается:
- ригидность мышц задней поверхности шеи и затылка;
- положение больного в виде «легавой собаки»: на боку, с запрокинутой головой и прижатыми коленками к животу;
- положительные симптомы Кернига, Брудзинского.
Симптомы ишемии у новорожденных
К признакам ишемии головного мозга младенцев относятся:
- увеличение объема головы;
- увеличенный родничок;
- вялость;
- гипотонус мышц;
- ослабление условных рефлексов;
Ишемия головного мозга взрослых и новорожденных является серьезным заболеванием, к которому нельзя относиться легкомысленно
- судорожные сокращения конечностей;
- тремор рук, ног, подбородка;
- коматозное состояние;
- беспокойный сон;
- беспричинный плач.
В первые мгновения жизни малыша врач-неонатолог оценивает его состояние по шкале Апгар и устанавливает возможные физиологические осложнения. При выявлении доктором предпосылок ишемической болезни, ребенок направляется на обследование с помощью нейросонограммы.
Отличия энцефалита различных видов
Энцефалит у детей обычно, проявляется похожими симптомами. Но так же, нужно учитывать разные особенности энцефалитов. В зависимости от причины возникновения, клиническая картина может отличаться. Основные отличия симптомов основных видов энцефалита представлены в таблице:
Симптомы основных видов энцефалита у детей | ||
Вид энцефалита | Характеристика и особенности течения | Другие индивидуальные характеристики болезни |
Клещевой | Инкубационный период в среднем длиться 2 недели. Энцефалит часто сочетается с менингитом и нарушениями проводимости периферических нервов. Возможны нарушения чувствительности на коже. | Более чем в 50% случаев заболевание заканчивается выздоровлением на стадии подъема температуры, без морфологического поражения тканей головного мозга. |
Японский | Начинается остро с повышения температуры. Очень часто сопровождается нарушениями зрения в виде диплопии. Часто заболевание сопровождается параличами, парезами и судорожным синдромом. | Переносчики – комары. В очагах заражения населению делают прививки. |
Герпетический | При отсутствии лечения, приводит к полному некрозу мозгового вещества. Смертность – 50-80%. Чаще всего пациенты умирают от отека головного мозга. | Возбудители – вирусы герпеса первого или второго типа. Чаще всего встречается у новорожденных деток, мамы которых имели обострение герпетической инфекции во время беременности. У взрослых развивается при иммунодефиците. |
Коревой | Может появиться на 3-5 день, после появления высыпаний на коже. Часто наблюдаются параличи, парезы, нарушения работы органов малого таза. | Тяжесть течения напрямую зависит от течения кори. Смертность – 25%. Профилактика для людей, которые были в контакте с такими больными, заключается в ведении специального гамма глобулина. |
Гриппозный | Наблюдается выраженный отек головного мозга, и кровоизлияния в него. Симптомы выражены ярко. | Возможна профилактика этого заболевания. Она заключается в проведении прививки в сезон гриппа. |
При ветряной оспе | Характерен судорожный синдром, нарушения сознания. | Прогноз благоприятный, летальность – низкая. |
Перечень последствий, вызываемых заболеванием
Последствия в результате церебральной ишемии у новорожденных могут быть абсолютно разными, исходя из тяжести заболевания.
Легкая степень ишемической болезни протекает, не вызывая негативные последствия, развитие малышей происходит аналогично здоровым детям
Даже, если лечение болезни было начато своевременно, у пациентов в дальнейшем может нарушиться сон и внимание, возможно появление болей в голове, эпилептических приступов, а психическое развитие происходить с некоторыми отклонениями
Последствия после 3 –й степени заболевания находятся в прямой зависимости от того, в какой части головного мозга локализуются поврежденные участки и какова площадь омертвевших тканей. Это могут быть проблемы с работой опорно – двигательного аппарата, иногда пациент остается полностью парализованным.
Прогнозировать возможные осложнения при ишемическом заболевании можно, исходя из того, насколько тяжелым было кислородное голодание, какая площадь головного мозга поражена и, как своевременно была оказана профессиональная медицинская помощь.
Первая степень
Первая степень заболевания, как правило, заканчивается благоприятно для малышей. Их развитие происходит по той же схеме, что и у ровесников. Лишь в редких случаях наблюдается появление чрезмерной активности и гипотрофия.
Может повлечь за собой следующие осложнения:
- От 10 до 20 % пациентов в дальнейшем сталкиваются с незначительным повышением артериального давления и частыми срыгиваниями;
- От 30 до 50 % пациентов имеют некоторые нарушения в их психическом развитии.
Третья степень
Осложнения, возникающие после третьей степени ишемии:
- До 50 % случаев болезни заканчиваются смертельным исходом в течение первых дней либо немного позднее, когда причиной смерти становится тяжелая форма пневмонии или другое инфекционное заболевание;
- До 80 % детей получают осложнения, имеющие необратимый характер. У ребенка может наблюдаться слабоумие, либо он становится аутистом;
- У 10 % детей умственное развитие происходит с незначительными отклонениями от нормы;
- В 10 % случаев болезнь протекает без каких – либо негативных последствий для ребенка.
Все разновидности церебральной ишемии у младенцев должны лечиться в условиях стационара под неустанным контролем врачей. Исходя из результатов проведенного обследования, доктор выбирает один из наиболее подходящих методов лечения заболевания.
Основные принципы лечения энцефалита у детей
Инфузионная терапия
Лечение таких больных должно начинаться еще до госпитализации. Врачи скорой помощи начинают инфузионную терапию, снижают температуру тела, при необходимости вводят ребенку кортикостероиды и антибактериальные препараты. Госпитализируются такие пациенты в отделения интенсивной терапии и реанимации при инфекционных больницах. Там им сразу же проводят пункцию спинного мозга, для получения ликвора. Затем сразу же начинают лечение. Оно состоит из таких компонентов:
- Этиологического лечения. Если есть подозрения, или известен диагноз, назначаются препараты, которые влияют именно на возбудителя. Например, при герпетическом энцефалите ребенку начинают вводить Ацикловир, а при бактериальном – антибиотики.
- Снижения температуры тела. Для детей препаратами выбора являются два препарата: Парацетамол и Ибупрофен.
- Кортикостероидов. Назначаются при инфекционно-токсическом шоке.
- Препаратов для защиты и восстановления центральной нервной системы. К ним относятся витамины группы В, Пироцетам.
- Инфузионной терапии. Пациенту врачи поддерживают водно-электролитный состав крови, не допуская при этом отека головного мозга.
- При развитии параличей назначается Прозерин.
- При судорогах используют Сибазон или Седуксен.
Что такое перинатальное поражение ЦНС?
Перинатальное поражение центральной нервной системы, сокращенно ППЦНС, представляет собой целый ряд патологий, которые имеют отношение к сбоям в функционировании мозга и аномалиям развития в его строении. Наблюдаются подобные отклонения от нормы у детей в перинатальный период, временные рамки которого находятся в промежутке с 24 недели беременности и до первых 7 дней жизни после рождения включительно.
В настоящий момент ППЦНС у новорожденных – достаточно распространенное явление. Такой диагноз устанавливают у 5-55% малышей. Сильный разброс показателей обусловлен тем, что часто поражения ЦНС подобного рода проходят легко и быстро. Случаи тяжелых форм перинатального поражения встречается у 1-10% детей, которые появились на свет в назначенный срок. Более подвержены недугу недоношенные младенцы.
Профилактика заболевания
Комариный энцефалит
Энцефалит у детей может быть вызван заболеваниями, против которых существуют прививки. Например, в плановом порядке детям вводятся прививки от кори, краснухи и ветряной оспы. Обычно, энцефалит у детей, вызванный такими заболеваниями развивается в случае не проведенной иммунизации ребенка.
Не стоит отказываться от проведения прививок своим детям, ведь они могут спасти им жизни!
Энцефалит у детей встречается в разы чаще, чем у взрослых. Причиной тому является несостоятельность детской иммунной системы и гематоэнцефалического барьера. Лечение таких деток проводится в отделениях интенсивной терапии при постоянном присмотре врача анестезиолога и инфекциониста.
Источник
Болезни головного мозга у младенцев
Содержание
Современная медицина выделяет разные болезни головного мозга у младенцев. Далее мы рассмотрим их наиболее распространённые симптомы.
- Опухоли. Возникают из-за неконтролируемого деления клеток. Зачастую опухоли формируются в период активного развития организма, у взрослых они встречаются на порядок реже. Могут быть как добро-, так и злокачественными. В первом случае они развиваются очень медленно, не затрагивая здоровые ткани. Во втором их развитие можно назвать стремительным, в процессе которого задеваются неповреждённые ткани. На ранних этапах болезнь никак не проявляется, что даёт возможность опухоли развиться до крупных размеров. Симптомы болезни: частая головная боль, рвота, косоглазие, оглушение. Лечение производится только хирургическим путём. Некоторые опухоли можно удалить полностью, другие – частично.
- Ишемия. Данное заболевание имеет сложные последствия, а на третьей стадии вообще не поддаётся лечению. Оно может наступить из-за значительного сокращения либо полного прекращения поставки кислорода в мозг. К факторам, которые способствуют развитию ишемии головного мозга у младенцев, можно отнести проблемы с сердечно-сосудистой системой у матери во время вынашивания плода, поздние роды, ранние роды, слишком ранний или поздний возраст роженицы (менее 18, более 35 лет). Ишемия характеризуется постоянными судорогами малыша, беспокойным сном, пониженным мышечным тонусом, возбудимостью. Цель лечения – восстановить нормальное кровообращение при помощи массажа и назначения медикаментозных препаратов.
- Гидроцефалия. В запущенных случаях приводит к гибели малыша. Внутри головного мозга происходит обструкция, после чего начинает скапливаться лишняя жидкость. Она может давить на мозг, повреждая ткани. Заболевание встречается не только у новорождённых, но и у детей старшего возраста. Лечение выполняется в основном хирургическим путём. Однако так как шунтирование влечет за собой множество осложнений, в настоящее время этот способ стали заменять более эффективными и безопасными эндоскопическими операциями.
Основные симптомы, признаки и диагностика заболевания
Гипоксически – ишемическое поражение головного мозга у новорожденных подразделяют на степени тяжести. Чем длительнее мозговые клетки у грудничка испытывают гипоксию, тем ярче клиническая картина.
Общие признаки:
- Мышечные фебрильные судороги (подергивания);
- Асимметрия черепа, объем головы резко увеличен – сосудистые нарушения вызывают сбой в процессах ликвородинамики, у новорожденного диагностируется врожденная водянка головного мозга с повышенным внутричерепным давлением;
- Повышенная возбудимость или наоборот угнетение ЦНС – в обоих случаях отмечается мышечная атония. Новорожденный проявляет признаки беспокойства – плачет, плохо спит, подбородок при крике дрожит (тремор). При угнетении ЦНС, мышечная слабость заметна визуально – у новорожденного непропорциональные черты лица. Сосательный рефлекс слабо выражен, либо полностью отсутствует, глотание при этом затруднено;
- Развитие косоглазия;
- Коматозное состояние (сознание отсутствует, все рефлексы угнетены).
Признаки ишемии мозга проявляются сразу после рождения ребенка. Неонатолог оценивает состояние новорожденного по шкале Апгар. Низкие показатели (менее 7 баллов при повторной оценке) являются показанием для проведения диагностики.
Лабораторные и аппаратные диагностические методы помогают найти причину, по которой в ЦНС поступает недостаточное количество крови.
Комплексное обследование:
- Оценка неврологического статуса;
- Нейросонография с дуплексным сканированием – через родничок проводится осмотр мозговых структур у новорожденного, оценивается сосудистое русло в режиме 3D;
- КТ или МРТ – один из методов применяют для подтверждения результатов УЗИ, или когда визуализация была затруднена;
- ЭЭГ – оценивается общая мозговая активность. При необратимых изменениях в структурах мозга, импульс слабый или полностью отсутствует (при локализованном повреждении);
- Лабораторная диагностика крови – оценивается скорость свертывания крови и газообмен.
По результатам диагностики устанавливается степень ишемии у новорожденного и подбирается эффективная терапия.
Болезни сосудов головного мозга у детей
- Вегето-сосудистая дистония. Принято считать её болезнью взрослых людей, однако она может проявляться в раннем возрасте. Стенки сосудов от заболевания страдают не настолько сильно, как сам ребёнок. Ведь симптомы могут быть очень неприятными: сильные головные боли, рвота и тошнота, повышенное количество сердечных сокращений, потливость.
- Мигрень. Ещё одна болезнь, которая так широко распространена во «взрослом» мире, но может доставлять малышу чрезвычайную головную боль. Такой вид мигрени ещё называют дисфреническим, который сопровождается повышенной агрессивностью в поведении малыша.
- Среди болезней сосудов головного мозга у детей следует выделить аневризму. Один из участков кровеносных сосудов может увеличиться и наполниться кровью. Он будет разрастаться, давя на нервы и ткани. Помимо этого, существует высокий риск кровоизлияния. Болезнь может носить врождённый характер. Лечение зависит от размера этого участка, его типа и местоположения. Далеко не во всех случаях требуется оперативное вмешательство.
Джон Медина о правилах развития мозга вашего ребенка
Популярную книжку американского автора можно купить или скачать в интернете. В своей работе исследователь утверждает, что «все дети разные и все родители разные, поэтому советов на все случаи жизни не существует». Беря за основу индивидуальность как младенцев, так и их родителей, Медина призывает проводить вместе как можно больше времени и превратить это время в увлекательный процесс познания младенца, его потребностей, его уже формирующегося характера.
В своей книге ученый уделяет огромное внимание методам и приемам формирования мозга и мышления у детей раннего возраста, предостерегает от типичных ошибок неопытных родителей.
Инфекционные болезни, поражающие головной мозг и организм в целом
- Энцефалит. Может вызываться не только инфекцией, но и паразитами с грибками. Вирусы способны проникать в нервную систему, постепенно разрушая её клетки.
- Менингит. При данном заболевании оболочки мозга воспаляются либо сами по себе, либо в результате перенесённой болезни в виде осложнения.
К прочим инфекционным болезням, поражающим головной мозг и организм в целом, можно отнести полиомиелит и арахноидит.
Педиатрия. Национальное руководство / под ред. А. А. Баранова. — 2014
Структура сопутствующей патологии ЦНС при различных формах гидроцефалии у детей / Абрамова О. А., Басина М. А., Балашова Е. А. // Практическая медицина. — 2010. — 7(46)
Источник
Примерно 20 % занимают менингоэнцефалиты среди всех нейроинфекций. Для новорожденных данная инфекция характеризуется большой частотой неврологических патологий и летальных исходов. Это часто связано с несостоятельностью иммунной системы и невозможностью самостоятельно бороться с патогенными микроорганизмами.
Лечение головного мозга в Саратове, в России
Сарклиник проводит лечение ряда заболеваний, болезней центральной и периферической нервной системы в Саратове, в России у детей, подростков, взрослых, мальчиков, девочек, парней, девушек, мужчин, женщин, лечение головного мозга в Саратове. Аппаратные и неаппаратные методы лечения позволяют восстановить работу, функционирование нервной системы человека.
Запись на консультации. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.
Текст: ® SARCLINIC | Sarclinic.com \ Sаrlcinic.ru Фото: © pixologic / Фотобанк Фотодженика / photogenica.ru Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.
Похожие записи:
Синдром Клода H Claude, синдром альтернирующий педункулярный
Акцентуация характера у подростков, типы, тест, методика, коррекция в Саратове
Децеребрационная ригидность: причины, симптомы, лечение
Опистотонус: причины и лечение
Деперсонализация: причины, симптомы, лечение деперсонализации в Саратове, России
Комментарии ()
Причины
- Бактериальный менингоэнцефалит. Возбудителями патологии могут послужить стрептококки, стафилококки, грамположительные и грамм отрицательные микроорганизмы, менингококки, пневмококки, бледная трепонема.
- Вирусный менингоэнцефалит. Причинами могут быть вирус клещевого энцефалита, цитомегаловирус, герпес вирус, аденовирус, вирусы гриппа, кори, краснухи, Эпштейн – Барра, Коксаки, ветряной оспы, ВИЧ-инфекция, вирус эпидемического паротита, энтеровирусы.
- Грибковый менингоэнцефалит.
- Заболевание, вызванное простейшими микроорганизмами. Например, токсоплазмой, малярийным плазмодием.
- Аутоиммунный менингоэнцефалит. При определенных сбоях организм начинает вырабатывать антитела против собственных клеток и тканей головного мозга.
- Туберкулезный. Развивается на фоне туберкулеза легких. Возбудителем является микобактерия (палочка Коха).
- Ассоциации из нескольких возбудителей.
При запоздалой диагностике и несвоевременном лечении данного заболевания есть риск развития серьёзных последствий и множественных осложнений.
Виды
Международная классификация болезней не содержит ОПГМ. Поэтому диагноз формулируется как «неуточненное повреждение мозга», «неуточненная энцефалопатия». Все же существует классификация патологий, объединяемых термином «органическое поражение»:
- гидроцефалия;
- врожденные аномалии развития;
- ДЦП;
- нарушения вследствие внутриутробных инфекций (сифилиса, цитомегалии);
- заболевания, поражающие ЦНС.
Еще ОПГМ делятся на диффузные – например, вследствие энцефалопатии, и локализованные – на фоне опухоли, мозговой травмы.
Возможные последствия
- Отёк головного мозга вследствие скопления экссудата, который может спровоцировать смещение мозговых структур. Может возникнуть вклинение ствола мозга в большое затылочное отверстие. Отёк ствола мозга может вызвать гибель новорождённого.
- Гнойный менингоэнцефалит.
- Повышение внутричерепного давления. Признаки: напряжение, выбухание и пульсация в области большого родничка, запрокидывание головки, пронзительный и монотонный крик.
- Сепсис, инфекционно-токсический шок. Вследствие размножения бактерий и попадания их токсинов в кровеносное русло.
- Почечная недостаточность.
- Нарушение глотания.
- Нарушение дыхательной функции: дыхание поверхностное и частое.
- Со стороны сердца: тоны аритмичные, редкие.
- Эпилепсия.
- Парезы конечностей и параличи.
- Асимметрия лица.
- Постнекротические кисты головного мозга. Часто возникает после перенесённого герпес вирусного менингоэнцефалита.
- Петрификаты и кисты в таламусе.
- Кровоизлияния в паренхиму мозга, ДВС — синдром.
- Обширные внутрижелудочковые кровоизлияния, атрофия вещества головного мозга.
- Атрофия зрительного нерва, конъюнктивит, анизокория, воспаление сосудистой оболочки глаз.
- Развитие астенического и невротического синдромов.
- Потеря чувствительности, слуха и зрения.
- Абсцесс головного мозга.
- Глухота.
- В старшем возрасте могут быть расстройства речи, задержка умственного и психического развития, слабоумие.
- Кома при молниеносном течении заболевания.
- Распространённый некроз кожи.
- Ишемический инсульт, как итог длительного повышения внутричерепного давления.
Диагностика
Диагностику ОПГМ проводит врач-невропатолог. После осмотра пациента он назначает следующие исследования головного мозга:
- КТ – изучается функциональное состояние органа, выявляются структурные изменения;
- нейросонографию – обследуются ликворные пространства, выявляются новообразования;
- РЭГ – обследуются сосуды;
- УЗДГ – это УЗИ полостей мозга;
- МРТ – выявляются структурные изменения мозговых тканей, сосудов, нервных волокон, степень повреждения.
Рекомендации
- При появлении даже незначительных симптомов заболевания незамедлительно обратиться за помощью к педиатру или инфекционисту для своевременной постановки диагноза и адекватного лечения.
- После перенесённого менингоэнцефалита дети должны регулярно наблюдаться у своего лечащего врача, состоять на учёте в диспансере и следовать всем рекомендациям.
- В некоторых случаях, после перенесённого вирусного или бактериального заболевания, необходимо санаторно-курортное лечение.
- Необходимо следить за режимом сна и отдыха новорождённого, регулярностью питания.
- Ежедневно нужно гулять на свежем воздухе.
- После рождения ребёнка следует провести иммунопрофилактические меры.
- Обязательно пролечить очаги инфекции.
- При контакте с больным человеком пройти курс антибактериальной терапии.
Лечение и профилактика ишемии у младенцев
Несмотря на то что в настоящий момент ишемия головного мозга 1 и 2 степени у детей хорошо поддается терапии, никто не может дать гарантии того, что заболевание войдет в ремиссию и минимально скажется на состоянии новорожденного.
На практике тактика лечения зависит от степени патологии и основывается на восстановлении поступления кислорода к поврежденному участку мозга и стимуляции его работоспособности:
При легкой степени ишемии головного мозга новорожденным делают массаж головы и воротниковой зоны, без назначения лекарственных препаратов.
- 2 степень ишемии лечится медикаментозно, при этом препараты подбираются индивидуально исходя из основного заболевания. Обычно это ноотропы, стимуляторы кровообращения, противосудорожные средства, восстановительные препараты для повышения общего здоровья ребенка. При тромбофилии назначают антикоагулянты и сосудорасширяющие препараты.
- Самая тяжелая степень ишемии требует выполнения серьезных медицинских манипуляций, так как от этого часто зависит жизнь новорожденного. К ним относятся искусственная вентиляция дыхания, оперативные вмешательства при закупорке и серьезном нарушении проходимости сосудов. Если ишемия была вызвана другими заболеваниями, например гидроцефалией, или присутствует отек мозгового вещества, то в таком случае назначаются мочегонные препараты и другие методы отведения жидкости из структур ЦНС вплоть до шунтирования мозга.
Чтобы минимизировать риск развития ишемии мозга у новорожденного, будущим родителям следует заранее озаботиться своим здоровьем и предпринять все меры предотвращения развития патологии
Вот почему так важно женщине изменить свой образ жизни в лучшую сторону задолго до беременности, регулярно делать физические упражнения и проводить больше времени на свежем воздухе
Также для предотвращения и предупреждения возникновения серьезных осложнений у новорожденного беременной женщине следует выполнять все назначения врача-гинеколога и не стоит уклоняться от прохождения плановых обследований в установленные сроки.
Выводы
Менингоэнцефалит – достаточно серьёзное и опасное заболевание, которое представляет угрозу для детского организма. Смертность новорождённых при отсутствии лечения достигает 100%. Но при своевременных диагностических мероприятиях и правильно подобранной терапии есть шанс избежать негативных последствий и восстановить ребёнку здоровье.
Источник
Менингоэнцефалит у детей – опасное и тяжело протекающее заболевание, при котором развивается воспаление тканей головного мозга и мозговой оболочки.
Причин развития этого воспалительного заболевания множество. При появлении его первых же симптомов необходимо безотлагательно обратиться к врачу, причем это 100% повод для вызова скорой помощи и экстренной госпитализации. Только таким образом можно предупредить развитие тяжелых осложнений, и лечение будет успешным. Ни в коем случае не надо пытаться самостоятельно добраться с таким ребенком в поликлинику или стационар, так как неграмотной транспортировкой можно значительно ухудшить состояние больного.
Какие существуют способы активизировать мозг?
Хочу в сотый раз повторить, что между активностью мозга и ловкостью пальцев существует тесная связь. Исходя из этого, в детском возрасте, особенно – раннем, начинать стимулировать процессы в полушариях нужно с тренировки пальчиков. Об это много написано, а у меня так почти все материалы в той или иной степени посвящены вопросам моторики, сенсорики и т.п. Но упражнения для рук – лишь одна из составляющих комплекса мероприятий для детей.
Основные, по моему мнению, направления работы, связанные с усилением интеллекта:
- Пальчиковая гимнастика;
- Логоритмика;
- Кинезиологические тренировки;
- Самомассаж;
- Нейробика;
- Артикуляционная и дыхательная гимнастика;
- Творческие занятия;
- Дидактические игры и задания;
- Мнемоника;
- ТРИЗ;
- Обучающая деятельность по математике, развитию речи и т.п.
Что касается гимнастики для пальчиков, творческих занятий, дидактических игр, мнемоники, логоритмики (гимнастика под декламацию), ТРИЗ и обучающей деятельности, то об этом я пишу постоянно. Если интересно, ищите статьи.
Вам в подспорье даю отличную литературу по усилению работы извилин и памяти ребенка:
- «Развиваем внимание, память и речь» – удобные карточки на скрепке понравятся и воспитателям, и родителям;
- «Развиваем внимание и память. Для детей 5-6 лет» – интересная подборка упражнений, которые помогут занять и обучить детку;
- – отличная идея для семейных вечеров. В стихах намеренно допущена ошибка, нужно найти ее на слух;
- «Развиваем память и мышление. Для детей 4-5 лет» – уникальное пособие, которое сделает из малыша в будущем отличника в школе;
- «Тренируем память и внимание» из серии «365 дней до школы» – пора активной подготовки для будущих первоклашек;
- «Скоростная память» – авторское пособие по мнемонике, адресовано желающим любого возраста улучшить способности к запоминанию.
Причины и классификация
Менингоэнцефалит может вызываться разными инфекционными агентами: бактериями или вирусами, грибками или простейшими. По сути, этот воспалительный процесс тканей мозга становится следствием многих инфекционных болезней или местных воспалительных реакций.
Чаще воспаление вызывается вирусами (например, герпетический менингоэнцефалит). В редких случаях недуг вызывается токсическим влиянием или инфекционно-аллергическим процессом.
Именно у детей менингоэнцефалит протекает крайне тяжело и сопровождается высокой частотой развития последствий, инвалидности и летального исхода.
Заболеть менингоэнцефалитом могут дети разного возраста, даже новорожденные. Провоцировать его возникновение способны следующие возбудители или заболевания:
- вирусы: клещевого энцефалита, герпеса, цитомегаловирус, гриппа, возбудитель лихорадки Западного Нила;
- бактерии: стрептококки, менингококковая инфекция, кишечная или гемофильная палочки, другие грамположительные и грамотрицательные микроорганизмы;
- простейшие: токсоплазма, амеба и др.;
- аутоиммунные реакции;
- грибковые инфекции (редко);
- гнойные стоматологические и ЛОР-недуги;
- корь;
- краснуха;
- ветрянка;
- туберкулез.
Повышают риск развития этого заболевания следующие состояния и патологии:
- иммунодефицит;
- хронические заболевания;
- нерациональное питание;
- вредные привычки;
- переутомление и др.
Специалисты разделяют менингоэнцефалит на два вида:
- первичный – провоцируется воспалением непосредственно в тканях мозга;
- вторичный – становится осложнением предшествующего заболевания (например, гайморита).
Течение менингоэнцефалита может быть острым, молниеносным или же хроническим. В зависимости от характера поражения тканей головного мозга недуг протекает в виде серозного, гнойного или геморрагического варианта.
Лечение менингоэнцефалита следует начинать сразу же после появления его первых признаков.
Тяжесть последствий менингоэнцефалита зависит от многих факторов, в том числе и от формы, вида и характера поражений мозга.
Развитие ГМ в течение первых лет жизни
Мозг новорожденного анатомически и функционально незрелый. В грудной период он быстро растет, увеличивается количество глиальных клеток, уменьшается гидратация.
В конце 1-го года вес ГМ удваивается. Развитие мозга ребенка по годам происходит интенсивно, в процессе онтогенеза врожденные безусловные рефлексы заменяются условными.
В 3 года мозг весит примерно в 3 раза выше, чем при рождении. Используется способность абстракции, обучения, воспоминаний; ребенок осознает свою личность, становится социальным созданием.
Первые годы жизни – это стадия, имеющая решающее значение для развития мозга ребенка, создают неврологическую основу для интеллектуального развития в подростковом и взрослом возрасте.
В первые годы дети очень открыты для науки путем игры. Для маленьких детей игра – это способ подготовки к успешной дальнейшей жизни. Поэтому в этот период важна родительская любовь, достаток совместно проведенного времени.
В 6 лет вес ГМ почти равен весу взрослого человеческого мозга (1250 г). Полушария выразительно бороздчатые. Завершается ветвление нейронов, миелинизация (создание покрытия, защищающего большие нервные волокна от повреждения), улучшается память, способность воссоздавать воспоминания. В деятельности коры ГМ применяется способность внутреннего блокирования, ребенок различает то, что он говорит, думает, читает.
В течение первых 8 лет жизни (особенно первых 3 лет) существует несколько критических периодов для приобретения определенных видов интеллекта. Если эти «периоды возможностей» закрыты, обучение становится более сложным, иногда даже невозможным.
У подростков ГМ растет в основном в передних долях, его вес составляет около 1400 г.
Симптомы
Обычно заболевание развивается остро.
Особенно опасно для жизни ребенка молниеносное течение менингоэнцефалита.
У детей возникают следующие признаки:
- головная боль;
- повышение температуры и озноб;
- общее беспокойство;
- набухание родничка у маленьких детей;
- тошнота;
- рвота;
- напряженность мышц затылка и спины: трудно наклонять и поворачивать голову, боли в шее;
- светобоязнь;
- нарушения координации движений;
- затрудненность речи;
- нарушения движений;
- нарушения глотания, речи и пр.
Для выявления симптомов заболевания врач при осмотре ребенка выполняет ряд тестов. Если имеется менингоэнцефалит, симптомокомплексы Кернига и Брудзинского оказываются положительными.
Наиважнейшим симптомом менингококковой инфекции является характерная сыпь в виде пятен сине-багровой окраски, не исчезающих при надавливании, быстро распространяющихся по всему телу и имеющих склонность к слиянию. Эти пятно есть ничто иное, как кровоизлияния. Причем такая сыпь может быть первым и единственным признаком инфекции — остальные симптомы попросту не успевают развиться, и ребенок погибает от тяжелейшего инфекционно-токсического шока.
Именно поэтому при обнаружении даже единичного элемента подобного характера даже на фоне хорошего самочувствия ребенка необходимо немедленно вызывать скорую помощь. Менингококковая инфекция — это повод к помещению ребенка в условия реанимации.
Тоже самое касается и различного рода кровотечений, в том числе, и носовых, развившихся у заболевшего ребенка. Любой больной ребенок с кровотечением должен быть немедленно обследован для исключения менингококковой инфекции.
После подтверждения у малыша данного заболевания во всех посещаемых им учреждениях объявляется карантин, контактировавшие с ним дети требуют неусыпного наблюдения, а в идеале, экстренной вакционопрофилактике. Заболевание высококонтагиозное и чрезвычайно опасное для жизни.
Как развивать мозг ребенка правильно?
Большинство родителей очень пекутся о правильном и всестороннем развитии своего малыша. Каждая семья мечтает о здоровых и умных детях. Для правильного формирования мозговых функций у отпрыска важно соблюдать простые правила.
На правильное и своевременное развитие, прежде всего, влияет окружающая действительность. Родители и близкие люди должны с самого рождения принимать участие в воспитании и обучении чада, расширении его кругозора.
С рождения до 1,5 лет дети познают мир благодаря звукам, вкусам, тактильным ощущениям. В этот период важно совершенствовать мелкую моторику рук, которая поможет малышу скорее заговорить и научиться выполнять элементарные действия, например, держать ложку в руках.
У ребенка формируется речь, поэтому важно постоянно начиная с рождения говорить с ним, постепенно обрабатывая в своем подсознании звуки, он научится связывать их в образы, а потом станет говорить сам.
С 1,5 до 4-х лет малыш учиться получать, обрабатывать и проявлять эмоции. В этот период очень важен тесный эмоциональный контакт с родителями. Исследования доказали, что отсутствие тесного общения с родителями в этот период, формирует у детей неправильную эмоциональную картину мира. Дети, которым не досталось положительных эмоций и любви в детстве становятся агрессивными или пассивными взрослыми, не умеющими любить, сопереживать, у них формируются неправильные эмоции.
В период с 4-х до 7-ми лет происходит формирование образного мышления. Именно в этот период важно интенсивно заниматься с дошкольником: читать ему, учить его рисовать, петь, танцевать, читать, играть в интеллектуальные игры. Все это позволит ему научиться формировать целостные образы, запоминать и воспроизводить их.
С 7-ми до 9-ти лет у малыша формируется логика. Он начинает самостоятельно делать умозаключения, основываясь на информации полученной вербально и не вербально. Родителям в этот период нужно не полагаться на школу, а самим принимать участие в формировании логического мышления у малыша. Для этого можно просто задавать своему сыну или дочке задачки из жизни, и спрашивать как бы он поступил в той, или иной ситуации. Узнавать у него, почему его выбор именно такой, при необходимости помогать и корректировать. важно, чтобы малыш сам научился понимать логику происходящих в жизни процессов и научился их анализировать.
При формировании лобной доли, которое обычно заканчивается в 8 лет, ребенок становится частью социума. Его мир расширяется вместе с кругом общения и он определяет для себя рамки поведения в обществе. В это время важно, чтобы семья своим примером показывала, как себя нужно вести в обществе. Если мать хамит, кричит и ругается, скорее всего, её ребенок будет вести себя так же, потому что будет считать это поведение нормой.
С 9-ти до 12-ти лет школьник учится обрабатывать информацию в комплексе. То есть, именно в это время он учится получать комплексные знания и использует для этого различные способы. Родители должны контролировать, чтобы ученик не за циклевался на одном источнике информации и всячески обучать его. Если любит животных , то должен читать о них, смотреть видео, общаться с ними (гладить, кормить и т.д.). То есть получать информацию об интересующем предмете из разных источников. Это даст ему возможность в будущем правильно реагировать на различные ситуации и оценивать их всесторонне.
С 12 лет начинается гормональный всплеск, часто его называют переходным периодом. Большинство детей в это время плохо ладят с родителями, в семье возникают конфликты и недопонимание. Главное в этот период не потерять связь с подростком и если нет возможности справиться с ситуацией самостоятельно, лучше обратиться к психологам.
Как развить левое полушарие мозга?
Развитие левого полушария мозга
Левая сторона отвечает за логику. Языковые способности, решение логических схем, математические действия, вычисления целых чисел и дробей, учет времени — все это работа левой половины мозга.
Поэтому для повышения успеваемости детей в школе или для улучшения общего развития, мы должны развивать левую часть нашего «компьютера».
Так, как развить левое полушарие мозга?
Необходимо выполнять следующее:
- Работайте над развитием логики — изучайте математические алгоритмы, упражняйтесь в логическом мышлении
- Решайте сложные геометрические задачи. Изучение такой науки, как математика, невозможно без хорошо развитого левой половинки нашего мозга
- Разгадывайте ребусы и кроссворды — анализируя действия и составляя слова, левое полушарие работает лучше, чем правое
- Человеку-левше необходимо делать все правой рукой: писать, рисовать, кушать. Необходимо задействовать именно правую сторону тела
- Принимайте витамины для улучшения работы мозга
Важно: Старайтесь не зацикливаться на развитии одной из половинок мозга. Ценным является именно работа обеих половинок нашего мозгового «компьютера». Развивайте одновременно левое и правое полушарие мозга.
Как развить правое полушарие мозга?
Развитие правого полушария мозга
Выше мы разобрались, за что отвечает левая половинка мозга, теперь нужно работать над развитием интуитивных способностей и творческого мышления.
Правая сторона мозга занимается обработкой данных, которые поступают от органов чувств. Она позволяет производить синтез имеющихся данных в голове, поэтому человек может решать головоломки и действовать по своим задуманным планам, а не по составленным шаблонам.
Развивая правую половинку, мы воспитываем в себе целостный взгляд на мир и реальность. Как развить правое полушарие мозга? Выполняйте следующее:
- Прослушивайте музыку — это должна быть классическая музыка, а не рок или попса
- Мечтайте, медитируйте в одиночестве. Лучше выполнять медитацию на берегу моря или в лесу, где происходит соединение с природой
- Рисуйте, пишите стихи, сочиняйте музыку. Любое творчество помогает развитию правой половинки мозга
Совет: Настройтесь на творчество, поверьте в свои возможности, и результат не заставит себя долго ждать.
Осложнения
Бактериальные и вирусные менингоэнцефалиты часто осложняются и особенно на фоне пониженного иммунитета. К последствиям недуга относят такие состояния и заболевания:
- эпилепсия;
- параличи и парезы конечностей и тела;
- гидроцефалия (избыточное количество жидкости в мозге);
- задержка умственного и психического развития;
- летальный исход.
Развитие осложнений может становиться причиной инвалидизации маленьких пациентов и требует от родителей соблюдения всех предписаний врача.
Первые симптомы менингита или менингоэнцефалита – повод для вызова скорой помощи.
Для устранения последствий рекомендуются курсы реабилитации в специализированных центрах. Кроме этого, занятия с ребенком проводятся и дома. Для этого врач обучает родителей специальным приемам и упражнениям.
Симптоматика
Отклонения у малышей могут свидетельствовать об ишемии. Признаки патологии ЦНС отличаются, очевидное отставание в развитии становится причиной пристального внимания врачей и родителей. У новорожденных может резко меняться поведение, ухудшаться аппетит, повышаться плаксивость. Постоянные срыгивания и изменения погодных условий должны беспокоить родителей.
Перечислим основные признаки:
- Размер головы новорожденного увеличивается, расширяется родничок из-за большого объема жидкости в голове. Повышается ВЧД. Малыш находится в бессознательном состоянии, работа головного мозга нарушена.
- ЦНС угнетена, мышечные ткани слабеют, ухудшаются сосательные и глотательные рефлексы. Редко появляется косоглазие с ассиметричными пропорциями.
- Повышенная возбудимость ребенка характеризуется повышенным или пониженным мышечным тонусом, тремором рук и ног, плаксивостью.
- Ребенок часто вздрагивает, дергает головой, руками и ногами.
Причины возникновения и лечение ишемии головного мозга
- острая сердечная недостаточность;
- нарушение ритма сердца (тахикардия или брадикардия);
- повышение вязкости крови (происходит в результате малокровия или эритроцитоза, а также в результате отравления угарным газом).
Многие годы безуспешно боретесь с ГИПЕРТОНИЕЙ?
Глава Института: «Вы будете поражены, насколько просто можно вылечить гипертонию принимая каждый день…
Что касается новорожденных, то у них основной причиной ишемии считается недостаточное снабжение мозга кислородом (гипоксия), возникшее во время родов или беременности.
Церебральная ишемия у новорожденных детей
В зависимости от результатов медицинского обследований, УЗИ мозга и симптомов существует 3 степени ишемии церебральной:
- Легкая степень или церебральная ишемия 1 степени. Характеризуется чрезмерным возбуждением или, наоборот, угнетением ребенка в течение первых дней жизни.
- Среднетяжелая степень (церебральная ишемия 2 степени). Проявляется в виде судорог и более длительным периодом нарушений.
- Тяжелая 3 степень ишемии. Как правило, такие дети нуждаются в пребывании в отделении реанимации. Прогноз заболевания зависит от его тяжести, сопутствующих заболеваний и всех реабилитационных мероприятий, которые назначаются детским невропатологом.
В основном у новорожденных диагностируется первая легкая степень ишемии, при которой дети практически через несколько дней выздоравливают.
Лечение церебральной ишемии у новорожденных заключается в восстановлении нормального мозгового кровообращения, а также создание всех условий для полноценной работы неповрежденных участков сосудов головы. Начальная стадия лечения — довольно простая. Применяется только массаж, даже может обойтись без использования лекарственных препаратов. Методы и способы последующего лечения осуществляются только по рекомендациям врача-невропатолога.
Симптомы ишемии головного мозга
К одним из самых ранних симптомов ишемии сосудов головного мозга относится быстрая утомляемость, особенно при активной умственной работе. Постепенно состояние больного ухудшается, ослабевает память и появляется забывчивость.
Клинические симптомы ишемии головного мозга:
- различного рода головные боли;
- резкие перепады кровяного давления;
- головокружение;
- тошнота и рвота;
- частые обмороки;
- расстройство чувствительности;
- нарушение речи и зрения;
- общее недомогание, слабость.
Лечение ишемии головного мозга
На сегодняшний день еще не существует достаточно эффективных средств и методов лечения хронической ишемии. Единственный выход в исправлении атеросклеротических сосудистых повреждений — хирургическое вмешательство, которое стали все больше применять в медицинской практике еще с середины прошлого века.
Его суть заключается в устранении тромба или атеросклеротической бляшки с поверхности мозговой артерии, что обеспечивает восстановление нормального кровоснабжения мозга кислородом и питательными веществами. Проводятся такие операции под местным наркозом.
Профилактика ишемии головного мозга
Ишемия сосудов головного мозга — это заболевание, которое можно предупредить, если позаботиться о свое здоровье еще в детстве. Поэтому, все меры, которые нужно предпринять, следует проводить уже с самого раннего возраста.
Специалисты рекомендуют максимально оградить себя от основных провоцирующих факторов риска. Сюда относится лишний вес, гиподинамия, курение, злоупотребление алкоголем, а также стрессовые ситуации.
Лечение
Современная педиатрия делает значительные успехи в лечении ишемии сосудов головного мозгау новорожденных.
Лечение хронической ишемии головного мозга у новорожденных включает в себя восстановление кровообращения в мозге и своевременное создание всех условий, необходимых для полноценного функционирования неповрежденных болезнью участков мозга, куда входит активный прием антиоксидантных комплексов.
Для лечения начальной стадии этого заболевания применяют достаточно простой курс лечения, чаще всего врачи не назначают малышам никаких лекарственных препаратов, обходясь обычными массажами. При среднетяжелой и тяжелой стадиях заболевания терапия подбирается врачом индивидуально для каждого ребенка.
Прогноз и последствия заболевания
Прогноз осуществляется в зависимости от того насколько тяжело протекала ишемия головного мозга у младенца, а также в зависимости от наличия сопутствующих патологий и эффективности реабилитационных процедур, назначенных лечащим врачом.
Последствия болезни могут быть достаточно тяжелыми, поэтому лечение всегда нужно начинать как можно быстрее.
Возможные последствия хронической ишемии головного мозга у новорожденных:
- головные боли;
- постоянная раздражительность;
- умственная отсталость;
- дефицит внимания, трудности в обучении;
- эпилепсия;
- нарушение сна;
- молчаливость.
Правильно оценить всю совокупность диагностических важных признаков сможет только опытный врач. Он тут же окажет все необходимые мероприятия для минимизации потерь или вовсе ликвидировать гипоксию головного мозга у новорожденного.
Внимание!
Виды лечения
Лечение легких форм ишемии начинается с общеукрепляющих процедур, таких как, массаж, ЛФК, прогулки. Дополнительно может быть рекомендовано медикаментозное лечение из следующих групп препаратов:
- препараты, улучшающие кровообращение головного мозга;
- препараты снимающие отек с головного мозга, возникший из-за ишемии;
- препараты, устраняющие и смягчающие последствия гипоксии (антигипоксанты).
Лечение более тяжелых стадий ишемии требует подбора индивидуального комплекса лечения, для конкретного пациента, с учетом всех особенностей протекающей болезни. Основа терапии при этом, это создание благоприятных условий для восстановления поврежденных структур мозга и для нормального функционирования здоровых участков.