Предстоит проба Руфье: зачем она нужна детям, результаты исследований


Тесты, определяющие физическую работоспособность (PWC), применяются, как в кардиологической практике, так и во время ежегодной медицинской диспансеризации детей и взрослых, профессионально занимающихся спортом.

После участившихся летальных случаев на уроках физкультуры, проба Руфье (ПР) является обязательным скринингом для получения медицинской справки в общеобразовательную школу, а ее результат — Индекс Руфье, для школьников является базовым показателем, определяющим их группу здоровья для занятий физкультурой.

PWC-тестирование Руфье — обычные приседания помогают оценить выносливость сердца

Тест Руфье для детей является также диагностическим обследованием, справка о прохождении которого, является обязательным условием для зачисления в любую спортивную или танцевальную секцию. Обращаем внимание, что родители должны быть сами заинтересованы в получении такого разрешительного документа.

Цена совместной безответственности (родителей и тренера) — плохое самочувствие ребенка, снижение успеваемости, развитие кардиологических патологий, увеличения риска внезапной остановки сердца.

Сущность метода. Преимущества и недостатки

Основной принцип проб для оценки тренированности сердечной мышцы заключается в выполнении несложных, но интенсивных физических упражнений. В течение первых нескольких минут оценивается частота сокращений сердца и сравнивается с общепринятыми нормативами или с определенными шкалами. Так, например, при проведении пробы Руфье используются приседания в довольно интенсивном темпе, а при Гарвардском степ-тесте (ГСТ) – быстрые подъёмы на невысокую скамейку из положения стоя. Прирост ЧСС подвержен линейной зависимости – чем адаптированнее сердце к нагрузке, тем меньше тахикардия после нее и наоборот. То есть тренированное сердце обладает склонностью к нормальному или даже к замедленному ритму, нежели к учащенному.

Преимуществами подобных методик является возможность самостоятельного применения, простота и доступность метода. Кроме этого, проба не требует наличия дорогостоящего оборудования, как в пробах с физической нагрузкой при велоэргометрии или тредмил тесте, поэтому может быстро и информативно использоваться при проведении массовых обследований.

Из недостатков метода можно отметить риск возникновения гипертонического криза или нарушения сердечного ритма, как и при проведении любой пробы с физической нагрузкой.

Относительно проведения пробы Руфье у детей можно сказать, что недостатком является тот факт, что при расчёте показателя не учитывается возраст ребенка, ведь частота сокращений сердца у детей младшего школьного возраста выше, чем у подростков и взрослых людей. В результате индекс Руфье у маленького ребенка оказывается выше, хотя сердечной недостаточности у него нет. В итоге ребенку могут отказать в занятиях в спортивной секции, что является поводом для расстройства и родителей, и самого малыша.

Сущность метода

Для выполнения теста достаточно кушетки и секундомера. В идеале проводить пробу должен медицинский работник – медсестра или фельдшер. Они смогут оказать испытуемому помощь, если вдруг ему станет плохо во время теста. Однако, часто тест проводят, например, тренеры в секциях.

Проба Руфье
Пробу Руфье в идеале должен проводить медицинский работник

Принцип теста в выполнении несложных физических нагрузок за определенное время и в оценке частоты пульса до и после упражнений. В случае тренированного сердца пульс будет скорее замедленным, он не слишком подпрыгнет и быстро восстановится.

Проба Руфье помогает увидеть увеличение пульса во время физической нагрузки и скорость восстановления организма.

Показания для проведения пробы


Проба Руфье и проба в модификации Руфье-Диксона проводятся в основном здоровым лицам, занимающимся профессиональным спортом, или поступающим в спортивные школы и секции. В последние годы проба Руфье входит в стандарты медицинского осмотра ребенка перед поступлением в образовательное учреждение. Это связано с тем, что некоторые кардиологические заболевания у детей могут протекать скрыто, и ребенку на занятии по физкультуре может стать плохо. Проба Руфье поможет определить, способен ли ребенок переносить физическую нагрузку.

Противопоказания

Пробу Руфье ни в коем случае нельзя проводить человеку, страдающему кардиологическим заболеванием с хронической сердечной недостаточностью. Для определения функционального класса у таких пациентов существуют более сложные пробы (ВЭМ, тредмил), или тест с 6-минутной ходьбой.

Кроме этого, приседания не стоит выполнять ребенку или взрослому, если у него есть проблемы с опорно – двигательным аппаратом, так как возможно ухудшение такого заболевания.

Подготовка

Чтобы получить максимально точный результат необходимо соблюдать следующие условия:

  • Для тестируемого должно пройти не менее 2-х часов с последнего приема пищи, однако натощак исследование выполнять тоже нельзя;
  • Ребенок должен приходить на пробу выспавшимся;
  • Также маленькому испытуемому следует объяснить принцип проведения пробы, чтобы он не испытывал стресс вовремя ее проведения, так как это тоже может исказить итоговые результаты;
  • Перед тестом испытуемый не должен курить, пить алкоголь, чай или кофе;
  • Допускается только легкий завтрак;
  • Нельзя принимать препараты, нормализующие артериальное давление;
  • До пробы желательно посидеть 10-15 минут;
  • Одежда должна быть свободной и не стеснять движений.

Подготовка к процедуре

Никакой особенной подготовки накануне исследования не требуется.

Утром в день исследования пациент не должен принимать такие препараты от высокого артериального давления, как бета-адреноблокаторы (бисопролол, метопролол, анаприлин и др), верапамил и дилтиазем, так как эти лекарства от высокого артериального давления уменьшают частоту сокращений сердца, в результате чего врач может получить искаженные результаты исследования.

Кроме этого, в день исследования категорически нельзя курить и употреблять алкоголь. Утром разрешается легкий завтрак.

Относительно детей можно отметить, что ребенок должен прийти на исследование выспавшимся и отдохнувшим. Родители должны объяснить ребенку, в чем заключается принцип пробы, чтобы исключить переживания ребенка, так как стресс вызывает тахикардию. Ребенок перед исследованием не должен бегать и играть в активные игры.

Норма и отклонения у малышей и подростков

Дальнейшая оценка показателей проводится по таблицам, в которых учитывается возраст детей. Для первоклассников результаты тестирования следующие:

  • отличный – 6,
  • хороший – 6,5 — 11,
  • удовлетворительный – 12 — 16,
  • слабый – 17 — 21,
  • очень плохой – свыше 21.

После 15 лет критерии более строгие. Они по приведенным градациям распределяются так:

  • 0;
  • 0,5 — 5;
  • 6-10;
  • 11-15;
  • свыше 15.


Пример результатов обследования студентов медицинского училища
Отличный показатель означает, что ребенок может серьезно заниматься спортом, а очень плохой – требуется обследование и специальные тренировки низкой интенсивности, а возможно и стационарное лечение.

Как проводится проба Руфье?

В кабинете врача, проводящего пробу, пациент отдыхает и максимально расслабляется в положении сидя около пяти минут. Далее врач подсчитывает ему пульс в положении лежа за 15 секунд. Полученная величина условно обозначается как Р1. Затем пациент выполняет 30 приседаний за 45 секунд. Это довольно интенсивный темп, поэтому если он не может приседать так быстро, он должен это делать в том ритме, в каком ему удобно.

После приседаний начинается восстановительный период в положении лежа. За первые 15 секунд периода отдыха подсчитывается пульс (Р2). Еще через полминуты снова подсчитывают пульс (в конце первой минуты отдыха) за 15 секунд и получают величину Р3.

После осуществления указанный манипуляций пациент отдыхает, а врач занимается подсчетом индекса Руфье.

Проба (индекс) Руфье-Диксона для детей и взрослых. Гарвардский степ-тест

Оглавление

  • Введение
  • Проба (индекс) Руфье
  • Проба (индекс) Руфье–Диксона
  • Гарвардский степ-тест
  • Противопоказания
  • Дополнение

Кардиореспираторная система наиболее полно отражает состояние организма на каждый данный момент времени. А чтобы снизить и свести к минимуму влияние волевого компонента при проведении тестов, лучше всего использовать так называемые нагрузочные тесты. Одни из самых хороших подобных тестов — это проба Руфье и её модификация — проба Руфье–Диксона, в которых используются значения частоты сердечных сокращений в различные по времени периоды восстановления после относительно небольших нагрузок. Изменение частоты сердечных сокращений обеспечивает адаптацию системы кровообращения к потребностям организма и условиям внешней среды. Для проведения проб нужен только секундомер или часы с секундной стрелкой.

Во многих видах спортивной деятельности, да и в обычной жизни, существует правило лимитирующих систем. Смысл его в том, что у каждого человека существует наиболее уязвимая система, которая определяет тот предел нагрузки, после которого происходит срыв этой системы и начинается заболевание. Основная проблема в том, что это «тонкое место» в организме до поры до времени никак не проявляется.

Метод позволяет оценить работоспособности сердца и тренированности организма в целом:

  • оценить адаптацию сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке
  • определить физическую толерантность организма
  • оценить резервные функциональные возможности сердца
  • определить скорость восстановительных процессов сердечно-сосудистой системы после физической нагрузки

Проба (индекс) Руфье

У испытуемого после отдыха в положении лежа на спине в течение 5 минут (или, если невозможно лёжа, то после отдыха сидя) измеряют пульс за 15 секунд (P1); затем в течение 45 секунд испытуемый выполняет 30 приседаний. После окончания нагрузки испытуемый ложится (садится) и у него вновь подсчитывается пульс за первые 15 секунд (Р2), а потом — за последние 15 секунд первой минуты отдыха (Р3). Оценку работоспособности сердца производят по формуле:

Таблица:

То есть,

  1. Отдыхаем 5 минут, замеряем пульс 15 секунд,
  2. 30 приседаний за 45 секунд, садимся (тут началась т.н. «первая минута отдыха») и считаем пульс 15 секунд,
  3. Через 30 секунд снова считаем пульс 15 секунд (то есть, последние 15 секунд «первой минуты отдыха»).

Вкратце, для взрослого: если полученный индекс меньше 3 — хорошая работоспособность; 3–6 — средняя; 7–9 — удовлетворительная; 10–14 — плохая (средняя сердечная недостаточность); 15 и выше (сильная сердечная недостаточность)

Если тестирование проводят детям, то по результатам тестирования дети распределяются по физкультурным группам.

  • Уровни высокий и выше среднего — основная физкультурная группа. Это практически здоровые дети. Нагрузка без ограничений.
  • Средний — подготовительная физкультурная группа. Дети занимаются по основной программе, но не сдают нормативы по бегу и не участвуют в соревнованиях.
  • Удовлетворительный и низкий — специальная физкультурная группа. Это дети, требующие индивидуального подхода, то есть группа ЛФК.

Проба (индекс) Руфье–Диксона

Это другой вариант расчета, называемый индексом Руфье–Диксона. В ней используются те же значения частоты сердцебиения, что и в пробе Руфье (смотрите выше).

Формула:

Полученный индекс Руфье–Диксона расценивается как:

  • 0,1–5 — хорошая работоспособность;
  • 5,1–10 — средняя;
  • 10,1–15 — удовлетворительная;
  • 15,1–20 и выше — плохая.

Ограничения методов Руфье и Руфье–Диксона — оценивается только частота пульса, на значение которого дополнительно может влиять:

  • Эмоциональное состояние человека во время тестирования
  • Физическое состояние
  • Состояние здоровья тестируемого
  • Неточность подсчета пульса

То есть, сердцебиение зависит от множества внешних и внутренних факторов, уровня гормонов, состояния легких и других органов. Значения выше средних не всегда могут говорить о болезнях или недостаточности. В таких случаях рекомендуется комплексная проверка здоровья, проведенная несколькими специалистами.

Гарвардский степ-тест

Эта проба была разработана в Гарвардской лаборатории по изучению утомления под руководством D.В. Dilla (1936). Тест заключается в подъёмах на скамейку высотой 50–50,8 см (20 дюймов) с частотой 30 раз в 1 мин.

Каждый подъём выполняется на 4 счета (лучше под метроном, частоту которого устанавливают на 120 уд/мин):

  1. Раз — одной ногой на ступеньку,
  2. Два — другой,
  3. Три — одной ногой на пол,
  4. Четыре — другой.

В положении стоя на ступеньке ноги должны быть прямыми, туловище должно находиться в строго вертикальном положении. При подъёме и спуске руки выполняют обычные для ходьбы движения. Во время выполнения теста можно несколько раз сменить ногу, с которой начинается подъём.

Если испытуемый сбился и не в состоянии поддерживать заданный темп в течение 20 сек, то тестирование прекращают и фиксируют время, в течение которого оно совершалось.

Однако длительность упражнения не должна превышать 5 мин.

Сразу после прекращения упражнения у испытуемого, находящегося в положении сидя, измеряют ЧСС (частоту сердечных сокращений, пульс). Число пульсации подсчитывается за первые 30 секунд в интервалах между 1 мин и 1 мин 30 с (P1) между 2 мин и 2 мин 30 с (Р2) и между 3 мин и 3 мин 30 с (Р3) восстановительного периода. По продолжительности выполненной работы и количеству ударов пульса вычисляют индекс (ИГСТ), позволяющий судить о функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы.

ИГСТ рассчитывается по полной или сокращенной формуле. Полная формула:

где t — время восхождения (в секундах, не больше 300 секунд, оптимально как раз 300); P1, P2 и P3 — частота пульса на 2, 3 и 4 минутах восстановления (подсчитывается в первые 30 с каждой минуты).

Результаты:

индекс менее 55 — плохая физическая подготовленность;

от 55 до 64,9 — подготовленность ниже среднего;

от 65 до 79,9 — средний уровень физической подготовки;

от 80 до 89,9 — хороший уровень;

от 90 и более — отличная физическая подготовка.

Показатели индекса гарвардского степ-теста могут доходить и до 170. Такие результаты показывают спортсмены высшего уровня, посвящающие много времени тренировкам на выносливость, например, лыжные гонщики или марафонские бегуны.

При проведении массовых обследований, когда необходимо экономить время, можно использовать другую формулу, в которую вводится значение частоты пульса, подсчитанной за 30 сек 2-й минуты периода восстановления (Р1), то есть между 1 мин и 1 мин 30 с:

где t — время восхождения в секундах, f — частота сердечных сокращений (ЧСС, пульс).

Результаты:

Индекс менее 55 — плохо.

от 55 до 64,9 — неудовлетворительно;

от 65 до 79,9 — удовлетворительно;

от 80 до 89,9 — хорошо;

90 и более — отлично.

Противопоказания

  • Болезни сердечно-сосудистой системы в период обострения
  • Инфекционные, вирусные болезни
  • Патология или травма коленных суставов
  • Двигательные нарушения
  • Неврологические нарушения

Дополнение

Как определить свой уровень здоровья — определение уровня здоровья по длительности задержки дыхания на выдохе.

Небольшой тест — тест на тренированность сердца.

Пробы Штанге, Генчи и Серкина (тесты на кислородное обеспечение организма) — самые распространённые дыхательные тесты на тренированность организма.

Интерпретация результатов

Для того, чтобы получить индекс Руфье, согласно которому оценивается тренированность сердца, используют формулу.

ИР = (4 х (Р1 + Р2 + Р3) – 200) / 100

Далее производят оценку полученного индекса в соответствии со шкалой:

  • Неудовлетворительный результат, или плохая работа сердца, возможно, тяжелая сердечная недостаточность – более 15.
  • Плохой результат, плохая работа сердца, или сердечная недостаточность средней степени тяжести – 10-15.
  • Удовлетворительный результат, средняя работоспособность, недостаточности нет – 6-9.
  • Хороший результат, хорошая работоспособность – 3-5 (норма).
  • Отличный результат, отличная работа сердца – 0-3 (норма).

Пример расчета:

Взрослый мужчина, 28 лет. Р1 в покое до нагрузки =20, Р2 в первые 15 секунд после 30 приседаний = 25, Р3 за 15 секунд спустя полминуты от начала отдыха = 23. ИР = {4 х (20+25+23) – 200}/100 = 0.72. Отличная работа сердца (норма).

Иногда применяют модификацию индекса Руфье, называемую индексом Руфье-Диксона:

Индекс Руфье-Диксона = ( (Р2-70) + (Р3-Р1) )/ 10.

Результаты оцениваются по шкале:

  • Хороший результат соответствует показателям 0.1-5,
  • Средний – 5.1-10,
  • Удовлетворительный – 10.1-15,
  • Плохой – 15.1-20.

В связи с тем, что у детей разного возраста частота сокращений сердца различается (у малышей она больше, чем у подростков и взрослых), для оценки пробы Руфье в детском возрасте используют адаптированные таблицы:

Подготовка и проведение теста

Для проведения анализа не потребуется специальное дополнительное оборудование. Кушетка, пульсометр, секундомер. Идеальный вариант проведения — с опытным врачом, для предотвращения нестандартных ситуаций и реакций организма на нагрузку.

Выполнение теста Руфье:

  • Тестирование проводится не ранее, чем через 2 часа после приема пищи. Нельзя также принимать табак или пить крепкие тонизирующие напитки (чай и т.д.).
  • Рекомендуется комфортная одежда для свободного выполнения движений.
  • Привести пульс в спокойное нормальное состояние в положении лежа.
  • После 5 минут отдыха нужно замерить средний пульс на лучевой артерии за 15-16 секунд. Значение П1.
  • Выполнить 30 приседаний за 40-45 секунд.
  • Лечь и замерить средний пульс в течении 15 секунд. Значение П2.
  • Отдохнуть 30 сек и снова замерить пульс в течении 15 секунд. Значение П3.

Таким образом определяется скорость роста сердцебиения под нагрузкой и его нормализация после прекращения работы. Вычисляется значение Руфье, по которому судят о работоспособности сердца и состоянии вегетативной нервной системы.

Формулы и результаты

Далее, воспользоваться следующей формулой:

ИР = ((П1 + П2 + П3) *4 – 200) / 10, где:

  • ИР – Индивидуальный расчет.
  • Р1 – пульс до начала работы
  • Р2 – пульс после окончания работы.
  • Р3 – пульс через минуту после нагрузки.

Расчетное значение находится в диапазоне от 0 до 21. Чем оно меньше, тем сердечно – сосудистая система более подготовленна и тренированна.

Пример расчета для ребенка

Для примера при расчете индекса по методике пробы Руфье, возьмем ребенка в возрасте 12 лет. У ребенка зарегистрировано средний пульс П1 = 22, после нагрузки П2 = 33, после отдыха П3 = 23:

  • складываем эти показатели: Р1 + Р2 + Р3 = 22 + 32 + 23 = 77;
  • умножаем результат на 4: 77 * 4 = 308;
  • отнимаем от полученного числа 200: 308 – 200 = 108; делим результат на 10: 108 / 10 = 10,8.

Следовательно, показатель ИР у ребенка равен 10,8.

Правильная подготовка к проведению

Готовиться к тесту специально не требуется, тем не менее рекомендуется учесть следующие рекомендации:

  • С момента пробуждения тестируемый не должен принимать препараты от давления или стимуляторы. Иначе результаты тестирования будут искажены.
  • Нельзя употреблять табак и алкоголь. Рекомендуется легкий завтрак.
  • Перед тестом желательно хорошо выспаться и отдохнуть.
  • Ребенку необходимо объяснить специфику теста для избегания лишних волнений.
  • Избегать стрессов, игр и иных активностей перед проведением пробы.

Нормативы для детей

Для оценки результатов детей и подростков используется группа возраста. Результаты разделяются на Отличный, Хороший, Удовлетворительный, Слабый, Неудовлетворительный

  • Значение нормы для ребенка от 7 до 10 лет на уровне 8-9.
  • Значение нормы для ребенка от 11 до 14 лет — 5-6.
  • Для подростков старше 15 лет нормальное значение — 5.

Нормативы для детей 7 – 10 лет

Нормативы для детей 11 – 14 лет

Нормативы для детей от 15 лет

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: